Психологи и психотерапевты считают, что сказки очень важны для развития ребенка. Слушая, проживая в воображении, переводя или создавая собственную сказку ребенок развивает образное мышление и получает в сжатом виде чрезвычайно много информации о жизни, мир и людей в нем. Сказка передает ребенку информацию с помощью образов, поэтому информация из нее легко воспринимается и усвоения ребенком.
Для каждого возраста есть свои сказки. Самым маленьким подойдут народные сказки. Для детей школьного возраста уже будут интересными и полезными сюжетно сложные авторские сказки, в том числе народные сказки в литературной обработке. Также ребенок вместе с родителями может сам придумать сказку и ее героев. Иногда героем сказочной истории может быть и сам ребенок. Собственная сказка может помочь ему решить какую-то проблему, побороть страхи или научиться чему-то новому. Такое "проживание "сказки имеет терапевтический эффект. Это и есть сказкотерапия.
Единого понимания сути и назначения сказок, среди психологов, как и следовало ожидать, нет. Одни психологи советуют анализировать сказку вместе с детьми, спрашивать чему сказка их научила, другие советуют ни в коем случае этого не делать. Трактовка сказок разными учёными, также разнятся, поэтому здесь есть поле для размышлений и широкий выбор. Все зависит от сказки и от возраста - какую сказку не стоит обсуждать, какую следует, какую стоит обсуждать тогда когда ребенок дорастет до ее обсуждения. Сказками дети начинают заслушиваться примерно с двух лет, хотя можно читать и раньше.
Несколько слов о теории сказок
Из книги Д. Соколова «Сказки и сказкотерапия»: « Сказки слишком очевидная вещь, и практически ни одна серьезная школа психологии не прошла мимо того, чтобы дать свой способ их анализа и понимания». Один из подходов поведенческий (бихевиоральний) считает, что сказки просто описывают различные формы поведения и соответственно последствия. (Из «Колобка» - не убегай от мамы - пропадешь . Трансактный анализ обращает внимание на ролевые взаимодействия в сказках, то есть каждый сказочный персонаж имеет реального прототипа, например Э. Берн, описал как себя в реальной жизни могла бы вести Красная шапочка (Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. Е. Берн.) Юнгианская аналитическая психология считает героев сказок разными проявлениями одной личности, то есть частями «Я» одного человека. (Все герои просто разные проявления одной личности. Есть подход к пониманию сказок в котором сказочные герои рассматриваются как персонифицированные эмоции (благодаря сказки переживаются те эмоции, которых не хватает в жизни, или благодаря преодолению большого страха в сказке ребенок может легко справиться малым страхам в жизни). Гипнотическая школа обращает внимание на сходство между наведением транса и прослушиванием сказок (атмосфера похожа: ритмическая речь, доверительный тон, ребенок засыпает под сказку, есть повтор определенных словесных формул), что свидетельствует о том, что сказка это не только набор возможностей, но и внушения определенных моделей поведения, ценностей, убеждений, жизненных сценариев, т.е. сказка несет в себе определенные послания. Именно на этом построена эффективная система Воспитания характера сказкой – Сказкотерапия.
Гнездилов А.В.: "Важным фактом является то, что некоторые сказки имеют терапевтический эффект и для детей и для взрослых: "Читая сказку, размышляя о ней, человек пока на бессознательно - символическом уровне, "запускает" собственные творческие процессы. (1) Сказкотерапия древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике.
Ценной особенностью сказок является то, что в их ходе происходит определенная трансформация - слабый герой превращается в сильного, неопытный в мудрого, пугливый в смелого т.д. Таким образом сказка прекрасно способствует развитию ребенка. Ребенок с определенного возраста ассоциирует себя с главным героем и в своем воображении путешествует, борется с чудовищами, побеждает зло, побеждает страхи и т.д, то есть «проживает» сказку.
Еще сказку можно проиграть как спектакль или как игру (К. Крутой, Н. Маковецкая) и таким образом, сказки еще и способствовать физическому развитию детей, их активности и здоровью.
По крайней мере, на данный момент, кажется, не все сказки одинаково полезны для ребенка. Так же как мультфильмы, некоторые сказки учат не очень хорошим вещам. К полезному в сказке относится то, что сказка рассказывает ребенку о том как устроен мир, каковы отношения между людьми, воспитывает характер ребёнка, прививают общечеловеческие ценности, а обсуждение сказки дает ребенку знания относительно того как вести себя в различных жизненных ситуациях, разрешать конфликты и т.д. Вместе с тем сказками передается представление о мире вполне конкретных людей, автора (авторов) этой сказки, передается менталитет народа, психология бедности или богатства, успеха или неудачи, поэтому сказка может навязать и то, чего родители не хотели бы привить ребенку, например, жестокость или определенный образ мышления. Родителям стоит самим оценивать содержание и направленность сказки. Как пример – частое использование (в основном Американских мультфильмах) данных технологий направленных на развращение детей, воспитание грубого и вульгарного поведения, на прививание не естественных образов – идеалов, воспитание «рабского» образа мышления и т.д. В конечном итоге это направлено на сокращение рождаемости в будущем, и на воспитание покорных и удобных для правящей элиты людей.
Внимательно фильтруйте информацию, которая, получает маленький ребенок и которая существенно влияет на его развитие.
Использованная литература:
1. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия .
2. Дмитрий Соколов. Сказки и сказкотерапия .
3. К. Л. Крутий, Н. В. Маковецкая . Сказкотерапия как средство оздоровления детей дошкольного возраста.