Социальное развитие ребёнка.Если раньше родители и педагоги воспринимали дошкольное заведение как институт, ответственный только за здоровье и подготовку ребенка к школе, то сегодня наряду с этими аспектами деятельности растущей значимости приобретают и другие функции детского сада, в частности одна из основных - социализация ребенка.
Социально развить ребёнка - значит обогатить его индивидуальный опыт положительными впечатлениями от совместной с другими жизнедеятельности, развить в нем социальные нужды, сформировать социальные умения и навыки, воспитать "ощущение другого", сформировать готовность и способность принимать другого во внимание, работать в команде, договариваться, согласовывать свою позицию, в случае необходимости уступать собственными интересами в пользу социальной группы, получать удовольствие от помощи и поддержки другого человека в сложной ситуации, т.е. жить лицом к людям, с открытым сердцем, умением гармонично "вписываться" в детское группировки, находить в нем свое место, определять свой статус среди одногодков соответствии со своими возможностями и стремлений дружить.
Социальность - производная от "социальный". Означает единство социальных потребностей (в любви родных, близких, авторитетных людей; в поддержке, помощи, защите, одобрении и т.п.); умений (ориентироваться, приспосабливаться, положительно влиять на социальное окружающей среды); чувств (доверия, привязанности, благодарности, ответственности и т.п.); качеств (справедливости, чуткости, доброжелательности, общительности, обязательности и т.п.) дошкольника.
В широком смысле "социальность" является интегрированной характеристикой, которая фиксирует открытость ребенка социальном окружающей среде, ее направленность на гармоничные и конструктивные взаимоотношения с людьми, окружающими. Быть социальным в определенной жизненной ситуации означает проявлять готовность и способность контактировать с разными по возрасту, полу, родством, роду деятельности, характерологические особенности людьми. Социально развитого ребёнка можно квалифицировать как социально компетентную личность.
Социально развитый ребёнок, характеризуется способностью:
• принимать социальные правила и нормы, находить правильные ориентиры для построения своей социального поведения;
• проявлять гибкость в восприятии новых впечатлений и их оценке, приспосабливаться к требованиям социальной группы и одновременно сохранять свое лицо;
• подбирать полезные для своего социального развития роли, вести себя ответственно, соотносить ожидания других с собственными возможностями и притязаниями.
• ориентироваться в своих правах и обязанностях;
• принимать других во внимание, считаться с их желаниями и интересами, признавать сильные стороны других людей;
• обращаться с партнерами по общению гибко; реагировать на их слова и действия адекватно; уметь выслушивать, соглашаться, отстаивать собственную точку зрения, договариваться, заключать сделки;
• проявлять толерантность, эмпатию, способность сочувствовать и радоваться совместно;
• налаживать со сверстниками и взрослыми гармоничные взаимоотношения, договариваться с ними, избегать конфликтов или разрешать их мирным путем, воздерживаться от оскорбительных слов и агрессивных действий;
• носить пропорциональный состояния людей, окружающих (не веселиться, когда им грустно, сдержанно вести себя в присутствии больного и т.п.);
• оптимистично относиться к трудностям, уметь мобилизироваться на их преодоление; проявлять выдержку в стрессовых ситуациях;
• быть способным к самопожертвованию ответственности, инициировать помощь и поддержку другого;
• рассчитывать на себя, родных, близких, знакомых, друзей;
• достойно выигрывать и проигрывать.
• согласовывать свои желания с возможностями и требованиями;
• контролировать и регулировать свое поведение и поведение людей, окружающих; воздерживаться от оскорбительных слов и негативных проявлений;
• в случае необходимости обращаться за помощью, уметь ею воспользоваться;
• владеть речевых этикетом, быть способным инициировать, поддерживать и культурно завершить разговор.
• дифференцировать понятие социально "одобряемые", "приемлемо", "неприемлемо".
• уметь держать дистанцию, чувствовать грань желательного - нежелательного поведения;
• ориентироваться в понятии "авторитет", связывать его с настоящими добродетелями и ценностями;
• обращаться совестно за отсутствия контроля со стороны взрослого;
• быть человечным, справедливым, уметь становиться на точку зрения другого человека.
Социально развитым ребёнка можно считать, если он:
• обладает элементарными знаниями о социальных явлениях, событиях, людях, взаимоотношениях, способы их миролюбивого и конструктивного налаживания;
• ценит, признает значимость для себя всего, что связано с социальной жизнью, интересуется им.
• называет словом, вербализирует основные названия, связанные с жизнью человека среди других;
• передает свои впечатления о социальных событиях и взаимоотношения людей художественным образом (рисует, лепит, составляет рассказы, поет песни ...).
О том, что ребенок не развит социально, некомпетентный, свидетельствует его отстраненность от других, нежелание и неумение общаться, стремление уединиться, избегать любых контактов, отсутствие интереса к людям, к окружающему миру. В каждой группе детского сада есть дети, которым сложно адаптироваться к жизни в широком кругу сверстников, установить дружеские отношения с ними. Они большую часть времени проводят в одиночестве. При этом некоторые из них с завистью наблюдает за играми сверстников, а кто чувствует себя достаточно комфортно, не понимает, зачем воспитатель пытается вовлечь их в групповую игру, когда они этого совсем не хотят.
Занятия спокойной деятельностью в одиночестве, активную игру дошкольника с самим собой педагоги иногда воспринимают как отклонение от нормы, показатели нездоровья, как сигнал о необходимости исправить ситуацию. Насколько правомерны такие опасения? Стоит прерывать длительное пребывание ребенка наедине? Каким образом привлекать таких детей к совместным занятий, игр, развлечений?
Спокойная игра или занятия ребенка с самим собой еще не дает достаточного основания для беспокойства, хотя и требует внимания взрослого. Занятия в одиночестве может свидетельствовать, что:
• дошкольник - интроверт, то есть у него развит внутренний мир и свое интересует его больше, чем чужое;
• ребенок устал от пребывания в течение длительного времени среди сверстников, хочет отдохнуть.
• воспитанник увлекся деятельностью, забыв обо всем остальном, сосредоточился на ней;
• отсутствует любимый друг, по которому ребенок скучает, без которого ей неинтересно играть.
Безусловно, стабильное нежелание ребёнка играть с другими и участвовать в совместной со сверстниками деятельности может быть и тревожным сигналом: удостоверять склонность к аутизму - крайней формы нарушения контактов, уход от реальности, погружение в мир собственных переживаний. Вместе ошибочно квалифицировать как аутизм индивидуальные особенности ребенка, которые заключаются в большей ориентации на внутренний, чем внешний мир. Чтобы убедиться в том, что указанная форма поведения находится в пределах нормы, следует выяснить, развитая у этого ребенка произвольность поведения (достигает ли она поставленных целей, способна преодолевать трудности, может отказаться от желаемого в пользу необходимого, способна удержаться от импульсивности, агрессии, других асоциальных форм активности.
При условии сохранения волевого поведения желание ребенка уединиться может не вызывать особых опасений.
Педагогу не стоит привлекать такого ребенка к групповой деятельности принудительно, силой своей власти. Это не только не даст желаемого эффекта, а может подорвать ее доверие к взрослым, усилить тенденцию к олицетворению. Таким образом, если ребенок хочет побыть наедине, взрослый должен считаться с этим и предоставлять ему такую возможность. Другое дело, сколько времени и что делает воспитанник, уединившись, в каком состоянии возвращается к детской группы.
Здесь уже каждая конкретная ситуация должна подсказать воспитателю оптимальное решение. Главное - не навязывать пребывания в кругу сверстников, а приглашать к контактам с ними. Следует найти способы привлечь внимание ребенка к добродетелям (мудрость, мужество, справедливость, умеренность), умениям, моральным качествам сверстников, чтобы он сам захотел общаться с ними - всеми одновременно или с кем-то конкретным.