Несчастные случаи дома и на улице - одна из главных причин травмирования детей. Условия, безопасные для взрослого, оказываются ловушкой для неопытного малыша. Мы даже не подозреваем, насколько разное восприятие взрослого и ребенка, как мы по-разному видим, чувствуем, переживаем.
Дело в том, что нейрофизиологическое созревание основных мозговых структур продолжается до 13 лет. Область мозга (чаще это области левого полушария), отвечающий за ориентирование в пространстве, восприятие времени, формируется лишь в 11-12 лет. Это выражается в том, что до 12 лет ребенку сложно определить, с какой стороны раздается звук, только в 11 лет ребенок способен использовать периферическое (боковое) зрение, потому что его внимание фокусируется на объекте.
До 7 лет он неправильно определяет расстояния до объектов, так как не знает истинные их размеры и не представляет, как зрительно они изменяются с увеличением расстояний. До 11 лет дети, да и некоторые взрослые, не могут определять реальную скорость машин.
Нужно учитывать, что до 4 лет ребенок не способен понять и запомнить все то, что вы рассказывали ему о мерах безопасности. Дети эмоциональны, уязвимы, тяжело переключают внимание. До 6-7 лет некоторые дети не способны к длительным целенаправленным действиям, не могут концентрировать внимание и легко отвлекаются. Можно сказать, что ситуация в какой-то мере управляет ребенком. Действия детей импульсивные и конкретные, они сразу начинают что-либо делать не подумав.
В результате примерно до 7-8 лет поведение детей зачастую непредсказуемо. Они подвижны и самостоятельные, но еще крайне непоследовательны, наивные и доверчивые. Малыш до 6-7 лет воспринимает мир иначе, чем взрослый. Он искренне считает, что если видит машину то и водитель заметил его. Малыш может просто погладить собаку и будет удивлен, если та его укусит - ведь он не желал ему зла!
Ребенок уверен, что правила поведения выполняются людьми не потому, что люди договорились их выполнять, а потому, что они не могут их не выполнять. Даже рост ребенка влияет на восприятие мира. Маленький рост ограничивает обзор, маленьких сложнее заметить. Попробуйте побыть на уровне роста ребенка, осмотрите с этой точки вашу квартиру, двор, сад. Вы увидите, что теперь многие действия становятся неудобными. Но у ребенка нет вашей силы, ваших длинных рук и, главное, опыта, который подсказывает вам, что безопасно, а что - нет.
Родители должны быть предусмотрительными и принимать соответствующие меры предосторожности. Лучше постоянно держать ребенка в поле зрения, не оставлять его надолго одного. Взрослые должны всегда помнить об этом, а также знать, чему ребенок научился сегодня, и прогнозировать, о чем он узнает завтра. Это необходимо для того, чтобы понять, какие предметы могут заинтересовать ребенка.