Мария Логоватовская
Совместные игры родителей с детьми могут принести не только радостные эмоции, но и огромную пользу! Например, можно научить ребёнка ориентироваться в пространстве. А заодно раз и навсегда избавить маленького человечка от совсем недетской проблемы: долгих раздумий, где право, а где лево. Не менее полезное умение - определять время по часам. По крайней мере, кроха точно будет знать, когда же мама и папа вернутся за ним в садик. Итак, начинаем весело играть – и ориентироваться в пространстве и во времени.
Направления в пространстве
• Самый первый этап ориентирования в пространстве – это изучение малышом своих частей тела. Именно тело является опорной точкой для определения всех направлений: вверху-снизу, спереди-сзади, справа-слева. Во время умывания и одевания крохи, комментируйте: «Это носик, это лобик, это рука, это нога и т.д.»
• Чтобы закрепить понятия частей тела, поиграйте с куклой. Например, помойте пупсу спинку, животик, голову и т.д.
• Когда малыш научится безошибочно определять собственные части тела, можно переходить к изучению взаимообратных направлений.
• Рассказывайте крохе, что голова у него находится наверху, а ноги – внизу, лицо – спереди, спина – сзади. Поиграйте в мяч: просите кроху бросать его поочередно вверх, вниз, вперед, назад.
• Наибольшую сложность представляет изучение направлений справа-слева. Ежедневно упражняйтесь, одевая малыша: «Вставляем в рукав правую ручку, обуваем левую ножку и т.д.» Когда кроха начнет самостоятельно есть, объясните, что ложку он должен держать в правой руке, а хлеб – в левой (конечно, если малыш – правша). Аналогичным образом во время урока рисования расскажите, что карандаш, кисточка, мелок находятся в правой руке, а левая рука придерживает листочек бумаги.
• Снова играем в мяч! Предложите крохе взять его в правую руку, а затем переложить в левую. Пнуть мячик левой ножкой, отбить ваш бросок правой.
• Малышей очень увлекает игра на поиск предмета в комнате. Это должна быть вещь, которая нравится ребёнку: предмет одежды, игрушка, любимая карточка из «Мира на ладошке» и т.д. Спрячьте предмет, а затем подсказывайте сыну или дочке, куда надо идти, чтобы его найти.
• После того, как малыш стал хорошо ориентироваться в пространстве, занятия можно перенести на плоскость бумажного листа. Научите ребёнка располагать предметы в нижней и верхней, в правой и левой частях листочка. На уроках рисования показывайте направления движения руки: слева направо, сверху вниз и др.
• Поиск сокровищ. Малыши, которые умеют ориентироваться и в комнате, и на бумаге, могут учиться передвигаться по плану. Нарисуйте карту и отметьте, где расположен клад. Вручите ребёнку, чтобы он нашёл спрятанный вами сюрприз.
Временные промежутки
• Сначала необходимо научить малыша разбираться в частях суток. Определение утра, дня, вечера и ночи тесно связано с распорядком дня ребёнка. Называйте крохе отрезок времени и перечисляйте виды деятельности, которые ему соответствуют. «Сейчас утро, мы проснулись, умылись, сделали зарядку и начинаем завтракать. Сейчас день, мы пообедаем, поспим, потом пойдем гулять. И т.д.»
• И снова игра: подбирайте картинки, на которых дети и взрослые чем-либо занимаются в очевидные отрезки времени. Задача малыша – угадать, что сейчас: утро, день, вечер или ночь. Также Вы можете вместе с ребёнком сами нарисовать рисунки, изображающие разные части суток.
• После того, как малыш начнёт определять границы одного дня, его можно познакомить с понятиями «вчера-сегодня-завтра». Также привяжите их к видам деятельности, которыми вы занимаетесь в разные дни. Следующий этап – знакомство с календарём (днями недели, месяцами, временами года).
• Определение времени по часам – для ребёнка один из наиболее сложных, но интересных процессов. Вы можете его привязать к этапу изучения цифр в «Математике с пелёнок». Изготовьте вместе с малышом часы и начинайте учиться!
Игры на определение времени и направлений пространства ежедневно подбирайте их по возрасту ребёнка. Вы и не заметите, как кроха начнет использовать в речи и в действиях важнейшие понятия.