Мария Логоватовская
Если мы говорим о раннем музыкальном развитии, то имя японского педагога Шиничи Сузуки первым приходит к нам на ум. Он учил играть на скрипке самых маленьких детей. Сейчас его учеников и последователей можно встретить по всему миру. И гениальные трёх-пятилетние малыши, виртуозно владеющие музыкальным инструментом, чаще всего – плод его трудов.
Даже если вы серьёзно не задумывались о музыкальном образовании своего малыша, с основными принципами раннего развития Шиничи Сузуки стоит познакомиться непременно. Их можно и нужно использовать во всех областях обучения детей с пелёнок. Ведь главная идея, которую донёс до нас великий педагог, заключается в том, что каждый малыш талантлив и гениален от природы, важно с самого рождения создать среду для развития его способностей.
Приведем 11 принципов, на которых основывается методика развития детей Шиничи Сузуки.
1. Верить в своего малыша и в его безграничный потенциал.
2. Начать заниматься как можно раньше, идеально – с рождения. В первые годы происходит активное формирование мозга ребёнка. Именно с рождения до трёх лет - самый важный период для развития умственных и физических способностей крохи.
3. Создать благоприятные условия для развития ребёнка, так называемую, развивающую среду. Для изучения иностранного языка – это погружение в чистое языковое окружение, для обучения чтению – декламирование стихов, рассказывание сказок, для музыкального воспитания – регулярное прослушивание лучших музыкальных произведений.
4. Сделать так, чтобы ребёнок сам захотел заниматься. Веселая игровая форма, подражание родителям, ваш энтузиазм, искренняя похвала и поддержка – все это поможет увлечься каким-то делом.
5. Учиться сами и совершенствоваться, чтобы малыш захотел за вами тянуться. Это непростой путь, который способны осилить далеко не все родители.
6. Соблюдать регулярность занятий для получения результатов. Чрезвычайно важна строгость дисциплины – и прежде всего, от самих родителей.
7. Искать возможности для постоянной практики, придумывать интересные способы для ненавязчивой проверки и закрепления достигнутых успехов.
8. Давать малышу как можно больше новых впечатлений, например, читать стихи и сказки, ходить в музеи и на выставки. Чем больше впечатлений кроха получит, тем активнее будут развиваться его способности.
9. Не бояться «перекормить» детский мозг – ребёнок вам этого не позволит. Наоборот, в большинстве случаев крохе не хватает информации для полноценного развития.
10. Уважать выбор малыша, радоваться ему. Если вы хотите раскрыть таланты ребёнка, ваша роль должна быть ведомой.
11. Не использовать методики раннего развития как руководства по выращиванию гениев для удовлетворения собственного тщеславия, для намерений хвастаться ребёнком перед другими родителями. Цель обучения малыша с пелёнок – дать ему все возможности вырасти счастливым человеком.
В заключение приведем замечательные слова, которые по этому поводу произнес Масару Ибука, один из наиболее знаменитых последователей Шиничи Сузуки:
«С моей точки зрения, основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Ребёнку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в "хороший" детский сад и начальную школу. Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире».