Взрослый поощряет ребенка к самостоятельным играм с простыми правилами. Существенное значение в воспитании начальных волевых проявлений и навыков произвольного поведения приобретает использование подвижных игр. Они помогают дозировать двигательную активность детей днем и включаются как в регламентированной специально организованные занятия так к свободной детской деятельности прогулки развлечения и праздники досуг. Такие игры должны быть несложными иметь простые правила так как дети пока не обладают способностью мысленно содержать большое количество правил и последовательность их выполнения. Поэтому воспитатель организует игры используя одно два правила требующие одновременных и поочередных действий по сигналу воспитателя догонит меня. Наседка и цыплята и т д
Вперед назад на месте
В этой игре малыши должны внимательно слушать и точно выполнять то что им говорит воспитатель Она развивает координацию движений общую моторику внимание чувство равновесия речи Игра очень полезна для гиперактивных детей поэтому ее можно проводить как в просторной группе так и на свежем воздухе.
Описание игры
1. Объясните детям команды услышав слово вперед дети должны прыгать на двух ногах вперед назад на двух ногах назад Таким же образом договоритесь и о других командах которые будут означать прыжки на месте в сторону на одной ноге прыжки лягушкой и т д
2 Потренируйтесь в выполнении каждой команды не забывайте что маленькие дети не могут одновременно держать в памяти много команд поэтому начинайте игру с двух команд и постепенно когда дети освоят эти команды вводят новые
3 Громко и четко произносите команды и следите, чтобы дети правильно их выполняли
4 Пробуйте менять движения все быстрее и быстрее пока все движения не превратятся в беспорядочный веселый танец
5 Начните игру заново добавив новые команды. Можно применять разные способы ходьбы большими шагами и мелкими боком или задом подпрыгивая или не отрывая ног от земли изменять темп ходьбы. Если кто то из малышей не успевает или путается замедлит темп игры или на время прекратите ее. Детям очень нравится имитировать движения различных животных. Следуя животным дети не только знакомятся с окружающим миром но и учатся управлять своим телом руками ногами головой выполнять движения по заранее рассказанных правилам.
Зоопарк.
Эта игра направлена на развитие воображения актерскому мастерству ребенка умение выражать собственные эмоции. Кроме того развивается общая моторика. Игра способствует приобретению ребенком необходимых навыков общения. Для игры вам понадобятся книги с картинками о животных которые передвигаются по особенному например утка, лягушка, краб, кенгуру, слон, кролик, морской котик, гусеница и другие.
Описание игры
1 Возьмите книги о животных с картинками читая о животном показывайте детям картинки рассказывайте как передвигается животное
2 Опишите и если необходимо покажите как ходит утка ползет краб гусеница или змея прыгает кенгуру кролик топает слон
3 Пусть дети пытаются изобразить движения животных о которых вы им читаете
4 Когда дети научились изображать движения животных им можно предложить картинки с нарисованными животными и они по очереди их изображать а остальные дети будут отгадывать кто к ним пришел в гости.
Танец с шарфами.
Для улучшения настроения детям можно предложить потанцевать с шарфами. Игра направлена на развитие координации движений общей моторики ориентации в пространстве. Кроме того она способствует установлению положительного эмоционального фона в группе развитию у детей фантазии и воображения. Особенно полезной эта игра будет для детей, которые трудно устанавливают контакты. Для игры вам понадобятся шарфы из легкой ткани по два шарфы для каждого ребенка привязанные к длинным палочек можно взять карандаши или китайские палочки для еды. Желательно чтобы шарфы были яркими и не очень длинными для того чтобы дети во время игры не запутались в них и не упали.
Описание игры.
Привяжите один конец каждого шарфа к палочке. Дайте детям по одной палочке с привязанным на конце шарфом в каждую руку. Предложите попробовать помахать ими вокруг. Включите музыку, под которую дети смогут танцевать. Дети начинают двигаться под музыку размахивая при этом шарфами, которые красиво извиваются и трепещут в воздухе. Можно придумать танец с шарфами под любимую музыку детей. Во время игры воспитателю нужно следить за тем чтобы дети не запутывались в шарфах учить их управлять движениями собственного тела.
Салочки доганялочки.
Эта игра направлена на воспитание у детей смелости, способности мобилизоваться и избегать опасности. Опасность в данной игре мнимая дети не ловят а лишь касаться друг друга. Однако иногда и это может вызвать волнения и боязнь малышей одни заблаговременно бегут другие наоборот словно окаменев не могут сдвинуться с места. Избежать этого поможет только собранность и уверенность в себе, которая позволит уйти вовремя от салочки. Со временем ребенок убеждается ,что она может избежать встречи с салочкой. Она становится смелее и решительнее. Помогают ей во первых пространственная организация игры полоса безопасности куда не может заходить салочки и во вторых поддержка других участников игры. В этой игре все дети кроме салочки действуют одинаково и одновременно что не только облегчает усилия ребенка но и приносит ей удовольствие. Помогает также и одобрение взрослого которая касается всех кто не испугался.
Описание игры и приемы ее проведения.
Ведущий чертит на земле круг (это домик для салочки). На расстоянии двух трех шагах от него проводится граница. Здесь будут останавливаться дети идя в салочки. Взрослый зовет к себе детей просит их взяться за руки и выстроиться в шеренгу спиной к границе. Вместе с ведущим дети дружно шагают от границы с такими словами.
Мы веселые ребята
Любим бегать и скакать.
Ну, попробуй-ка догнать. (Дважды)
Дети останавливаются а ведущий проводит еще одну черту это тот предел возле которой останавливаться салочки Через два три шага от нее чертится еще одна черта за которой будет домик детей где можно спрятаться от салочки. Между этими двумя пределами образуется полоса безопасности. Затем выбирается тот, кто водит салочки, который занимает место в кругу а остальные дети берутся за руки и выстраиваются в шеренгу у своего дома. Двигаясь теперь в направлении салочки они все вместе дружно шагают и повторяют со взрослым те же слова:
«Мы веселые ребята…» С последним словом этого текста но не раньше все поворачиваются спиной к салочке и бегут к своему домику а салочка стремится их догнат. Если это ей удается, то пойманный ребенок идет в домик салочки, а игра продолжается. Если нет то выбирается новая салочка. В конце игры взрослый отмечает тех детей, которых ни разу никто не догнал и тех салочек, которые точно выполняли правила игры.
Правила игры
1 Идти к салочке смело, дружно, ровным строем, держась за руки и согласовывая свои шаги с шагами других детей
2 Бежать только после того как будет сказано последнее слово - «догнать»
3 Не ловить тех, кто намеренно замедляет движение к дому.
Советы ведущему: Основное правило игры - 2 одинаково касается салочки и тех кто от нее убегает. Объясните детям, что в этой игре все они смелые ловкие и совсем не боятся салочки. Со всеми правилами игры следует познакомить детей наглядно. Очень важно заранее рассчитать расстояние между одной и другой чертой, чтобы дети имели достаточное пространство для бега. В конце игры следует поощрить тех ее участников кто соблюдал все правила.
Ходьба по веревке.
Предложите детям пройти по волшебной веревочке. Интересно какие сюрпризы ожидают их на этом пути. Во время игры развиваются чувство равновесия координация движений общая моторика ориентация в пространстве аналитическое мышление.
Описание игры
1 Возьмите длинный шнурок
2 Проложите его из одного конца комнаты в другой маршрут сделайте так чтобы веревка огибал различные препятствия проходил над или под ними
3 Предложите детям по очереди пройти по веревке Можно добавить сказочную мотивацию цели путешествия и препятствий на пути
4 Пусть дети постараются не упасть иначе придется начинать все сначала