Все о методе сказкотерапии. Часть 2 |
Подолжение.
перейти в начало статьи "Все о методе сказкотерапии. Часть 1"
Алгоритм дидактической сказки-задания:
* Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нраве, привычках, жизни в этой стране.
* Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).
* Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание.
На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера – это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводят героя к успеху.
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается “замещение” неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).
Создать психокоррекционную сказку нетрудно, и многие писатели, сами не осознавая этого, сочиняют их блестяще.
алгоритм психо-коррекционной сказки:
* В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характе
* Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
* Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.
* Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить её к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает “фигуру психотерапевта” - мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр. Наша задача, через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем. “Увиденное в правильном свете, всё является благом” - эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку.
* Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.
Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину “плохого” поведения. Обычно их пять. Ребенок ведет себя плохо, если:
* Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания.
* Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в психокоррекционной сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель прежде всего заботиться о своих друзьях.
* Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.
* Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.
* У него не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним.
В создании психокоррекционных сказок нам поможет наш жизненный опыт. Ведь многие ситуации уже пережиты нами в детстве и мы можем поделиться этим с ребятами в сказочной форме.
Психокоррекционные сказки наши зарубежные коллеги часто называют психотерапевтическими историями. Далее, мы познакомимся с психотерапевтическими сказками и почувствуем их существенные различия.
Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Даже если он не проявил восторгов по поводу сказки, она все равно попала в его душу, и через некоторое время его поведение изменится. Нам остается только подождать.
Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать “сказочный урок”, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.
Психотерапевтические сказки. Сказки, врачующие Душу... Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, со стороны жизни Духа. Они не всегда однозначны, не всегда имеют “традиционно” счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.
Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, повторяющимся событиям, Любви и Пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область Философии событий и взаимоотношений.
Немало людей и специалистов задавали нам вопрос: “Как объяснить ребенку уход близкого человека? Мы не знаем, как говорить с ним о смерти!” В ответ на этот вопрос приводим здесь психотерапевтическую сказку, специально написанную для разговора мамы с пятилетним сыном, в ситуации когда семья потеряла старшую двадцатилетнюю дочь. Называется сказка “Самый важный секрет” (см. “Практикум по креативной терапии” Т.Зинкевич-Евстигнеевой, Т. Грабенко)
Не нужно бояться рассуждать с ребенком на “взрослые” темы. Если жизнь уже поставила его перед острой ситуацией, было бы странным обходить вопросы стороной. Подобное размышление – большая духовная работа, но она, поверьте, гармонизирует и состояние взрослого.
Психотерапевтические сказки создаются в процессе поиска смысла происходящих событий и проблемных ситуаций. Наверное, нередко слушая рассказ клиента, Вы невольно задавали себе вопросы: почему это происходит именно с ним? Зачем ему дано это пережить? Есть смысл в том, что происходитс ним? Какой же позитивный опыт может содержаться в этой ситуации? В ответ на эти вопросы возникает психотерапевтическая сказка. Она становится посредником между нами и клиентом, защищая нас от эмоционального “заражения” его проблемой и контртрансфера.
В качестве примера жизненной истории, “зашифрованной” в сказке, приводим психотерапевтическую сказку Андрея Гнездилова “Проклятый герцог”. Читая ее, вы сможете восстановить события жизни человека. (см. “Практикум по креативной терапии”)
В процессе создания психотерапевтической сказки чрезвычайно важен образ главного героя. Этот образ будет отражать скрытое, сокровенное “Я” нашего клиента. Как же найти этот образ?
С одной стороны, нам может помочь сам клиент, отвечая на наш вопрос: “В кого бы вы хотели превратиться в сказке с помощью Доброго Волшебника?” Таким образом, героем сказки станет Идеальное Я нашего клиента.
С другой стороны, в основу образа главного героя могут быть положены наши собственные ассоциации: если внимательно приглядеться к клиенту, то можно найти сходство между ним и каким-либо сказочным героем. В этом случае, посредством описания героя сказки и событий, происходящих с ним, мы даем клиенту символическую обратную связь о том, как мы почувствовали его лучшую стороны, “королевское начало”.
Рассказ об Идеальном Я клиента удивительным образом меняет его стиль поведения. Ведь каждому в глубине души хочется, чтобы ближний добрым глазом увидел сокровенную трепетную часть его души!
Однако героями психотерапевтической сказки могут быть и спонтанно выбираемые нами образы. В этом случае наша сказка приобретает характер притчи, повествующей о ситуации, символически отражающей переживания или события жизни клиента.
Создавая психотерапевтические сказки, мы представляем клиента в образе сказочного героя, и фантазируем, какие события могли бы с ним произойти. Наша задача помочь клиенту принять ситуацию, разобрать в смысле происходящего. Если необходимо, показать, что даже тяжелые, неоднозначные события могут стать благом для развития Души и силы Духа; дать возможность пациенту проследить тонкие аспекты ситуации, увидеть в ней Смысл Урока.
Психотерапевтическая сказка может помочь изменить отношение окружающих людей к человеку, помочь им увидеть скрытые положительные стороны души. В качестве примера мы приводим сказку, которая позволила начать процесс постепенного изменение отношения к подростку-правонарушителю среди воспитателей спецшколы (Шекснинская спецшкола, Вологодская область). Ведь если наставник продолжает видеть в подростке преступника, это мгновенно ему передается и становится серьезным барьером в процессе положительных личностных изменений. На наш взгляд, начать перестраивать это отношение, сформированное годами, нужно сказкой. Она носит название “Вор и маска”. (см. “Практикум по креативной терапии” Изд-во “Речь” (812) 323-76-70)
Такая сказка поможет нам лучше понять, что может произойти с нашим воспитанником, если мы выступим в роли мудрых Изготовителей Масок и создателями той среды, в которой невозможно будет ее снять. Сначала, как и в сказке, это может напрягать и беспокоить подростка. Но мы ненавязчиво создаем условия и ситуации, в которых постепенно растет социальный статус воспитанника. Постепенно формируем новый "кодекс чести" – то есть внутренний закон, который невозможно нарушать. Это становится возможным благодаря тому, что мы видим красивую маску, и именно ее хотим видеть, как бы игнорируя "истинное" (а точнее – более знакомое ребенку и окружающим) лицо.
Переводя сказку на язык наших будней, можно переформулировать базовый принцип, взаимодействия с ребенком. Зачастую мы ему транслируем: "Ты плохой и должен исправиться!" А сказка советует нам иное: "Я вижу в тебе принца, хорошего добродетельного человека – соответствуй тому образу, который я в тебе вижу!"
К психотерапевтическим сказкам можно отнести также и сказки самого клиента, сказки сложенные совместно с клиентом, притчи, истории Ветхого Завета, некоторые авторские сказки, например, Г.-Х. Андерсена.
Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.
Главное назначение медитативных сказок - сообщение нашему бессознательному позитивных "идеальных" моделей взаимоотношений с окружающим Миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликтов и злых героев.
В системе сказкотерапии пока мы выделяем три типа медитативных сказок:
* Медитативные сказки, направленные на осознание себя в настоящем, "здесь и сейчас". Они ориентированы также и на развитие различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной и кинестетической.
Характер этих сказок – путешествие. Сама сказка похожа на “чукотскую песню”: “Что вижу, о том и пою”.
Для того чтобы создать такую сказку, необходимо вспомнить ситуацию, когда мы чувствовали себя счастливыми, спокойными, радостными. Когда во внутреннем мире царили Ясность и Гармония. И далее формировать положительные образы по всем пяти модальностям (создать положительные зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильно-кинестетические образы).
* Медитативные сказки, отражающие образы "идеальных" взаимоотношений: между родителями и детьми, друзьями, человеком и окружающим миром, животными, учеником и Учителем, учеником и учебными предметами, между мужчиной и женщиной. Образы, транслируемые через сказку, могут стать впоследствии духовными ориентирами.
Подобные сказки особенно необходимы детям и подросткам, имеющим негативный социальный опыт. Позитивные образы медитативных сказок проникают в бессознательное и формируют там самый настоящий "энергетический фундамент личности", компенсируя дефицит родительского тепла. Кроме того, такие сказки создают у ребенка образ альтернативных отношений. Конечно, их нет в реальности, но это не означает того, что их вообще не существует. Знание о том "как может быть" дает ребенку Веру и потенциальную возможность когда-нибудь построить такие отношения.
* Медитативные сказки, направленные на поддержку потенциала личности, раскрытие Философии взаимоотношений и самореализации.
Наверное, если бы каждый человек ощущал свое особое предназначение, место в жизни, чувствовал себя любимым, нужным и хорошим, - психологи и психотерапевты потеряли свою работу. Но такого пока не происходит, поэтому в нашей классификации и появился этот вид медитативных сказок.
Данный вид сказок адресован Идеальному Я человека с целью его поддержания и усиления, с одной стороны. С другой стороны, эти сказки отражают светлую сторону происходящих событий, формируя отношение принятия ситуации.
Создавая подобные сказки, мы фантазируем о том, как жил бы человек, если бы чаще прислушивался к своему внутреннему ритму и образу; как строились бы его взаимоотношения с окружающим миром; какие гармоничные чувства мог бы он испытывать.
В качества примера медитативной сказки, помня о разговоре об обитателях волшебного мира, приводим сказку “Озеро” (см. “Практикум по креативной терапии”)
Итак, создавая сказки, мы оказываем определенное воздействие. И благодаря тому, что оно облачено в сказочные одежды, у тех, с кем мы взаимодействует, не возникает ощущения давления. Мы только рассказываем сказки. Но будьте уверены, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие.
Наверное, дорогие друзья, вы почувствовали, что сказкотерапия предполагает работу на ЦЕННОСТНОМ УРОВНЕ. И сегодня, когда многие из нас сознательно, а многие и бессознательно, ищут нравственные ориентиры, переосмысляют жизненные ценности, именно обращение к сказке позволит заново открыть, вспомнить о простых и глубоких истинах. Именно обращение к сказке позволит напитать Душу Добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.
Тому, как происходит работа со сказками, направлениям сказкотерапии, посвящена следующая глава. Пять видов сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и медитативные, могут быть поданы под разными “соусами”. Это анализ, рассказывание, сочинение, изготовление кукол, постановка, рисование и пр. Однако будем помнить о том, что разнообразные формы “обыгрывания” сказок необходимы для создания положительной мотивации и интереса. Глубинное зерно сказкотерапии – в жизненных ценностях, которые несут сказки.
Воспитание характера сказкой. Сказкотерапия
Источник: www.cka3ka-pro.ru
|