Все о методе сказкотерапии. Часть 1 |
О жанрах, используемых в сказкотерапии
В процессе сказкотерапии мы используем разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Все, что описано метафорой, сказкотерапия может качественно использовать, подбирая каждому клиенту соответствующий его интересам жанр.
Чем же с точки зрения психологического смысла различаются жанры?
притча
Kак правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, а прямо сформулирован. Обычно одна притча посвящена одному уроку. Притчу хорошо использовать со взрослыми и подростками, когда требуется философское осмысление какой-либо ситуации или явления. Притча чаще всего посвящена духовным аспектам жизненных уроков. Из притч часто создаются басни, однако при этом многие скрытые философские смыслы теряются. В качестве примера приводим притчу “Муравей и стрекоза”:
Муравей, в соответствии со сложившимся у него планом, смотрел на цветочный нектар. Как вдруг, с воздуха на цветок ринулась стрекоза, попробовала нектар и отлетела, потом вернулась и опять присосалась к цветку.
— И как только ты живешь без работы и без всякого плана? – спросил ее муравей. – Если у тебя нет ни реальной ни относительной цели, каково же основное направление твоей жизни, и каков будет ее конец?
— Я счастлива, - ответила стрекоза, - и больше всего люблю удовольствия. Это и есть моя жизнь и моя цель. Моя цель – не иметь никаких целей. Ты можешь строить для себя какие угодно планы, но ты не сможешь убедить меня в том, что я несчастлива. Тебе твой план, а мне – мой.
Муравей подумал: “То, что для меня очевидно, для нее скрыто. Она ведь не знает, каков удел муравьев. Я же знаю каков удел стрекоз. Ей – ее план, мне – мой”.
И муравей пополз своей дорогой, ибо сделал все, что было в его силах, чтобы предостеречь стрекозу.
Спустя некоторое время их дороги опять сошлись. Муравей заполз в мясную лавку. Он примостился за чурбаком, на котором рубили мясо, и стал благоразумно ждать своей доли. Вдруг в воздухе появилась стрекоза. Увидев красное мясо, она стала снижаться на чурбак. Только она уселась, как огромный топор мясника резко опустился на мясо и разрубил стрекозу надвое.
Половинка ее скатилась вниз, под ноги муравью. Подхватив добычу, муравей поволок ее в свое жилище, бормоча себе под нос:
“Твой план закончился, а мой продолжается. “Тебе – твой план” больше не существует, а “мне – мой” начинает новый цикл. Наслаждение казалось тебе важным, но оно мимолетно. Ты жила ради того, чтобы поесть и в конце концов самой быть съеденной. Когда я тебя предостерегал, ты решила, что я брюзга”.
Сюжет одноименной басни И.Крылова, которую мы все учили в школе наизусть, близок к притче. Однако сколько подводных камней в этой истории! Немало людей испытывают раздражение по отношению к басне. Но можно ли иметь такие чувства по отношению к притmче?..
басня
Более короткая форма притчи с четко сформулированной моралью. Эволюция басни привела этот жанр к интонации нравоучения. Однако, басни Эзопа раньше этим не отличались. В сказкотерапии полезно использовать басни Эзопа, как первоисточник этого жанра. Более поздние басни Лафонтена и И. Крылова заимствуют сюжет от Эзопа. Важно отметить, что само жизнеописание Эзопа и рассказы о его взаимоотношениях с Ксанфом, являются замечательным сказкотерапевтическим материалом. Басни хороши в работе с подростками. Для примера приводим басню Эзопа “Осел и мул”:
Осел и мул вместе шли по дороге. Увидел осел, что поклажа у них обоих одинаковая, и стал возмущенно жаловаться, что несет мул не больше, чем он, а корму получает вдвое больше. Прошли они немного, и заметил погонщик, что ослу уже невмочь. Тогда он снял с осла часть поклажи и переложил ее на мула. Прошли они еще немного, и заметил погонщик, что осел совсем выбился из сил. Опять убавил ослу груз. Так продолжалось до тех пор, пока весь груз осла не оказался на спине у мула. И тогда обернулся мул к ослу и говорит: “Ну как по-твоему, любезный, честно я зарабатываю свой двойной корм?”.
Так и мы должны судить о делах каждого не по началу их, а по исходу.
анекдот
Короткая форма притчи, или басни, построенная на абсурде или нестереотипной реакции. Особо хороши для использования анекдоты о Ходже Насреддине в работе с подростками и взрослыми. С их помощью мы можем сформировать такое важное качество как находчивость, а также умение творчески мыслить. Вот анекдот, который одни источники приписывают Насреддину, другие Бирбалу:
Пришел однажды падишах на совет раньше всех и давай спрашивать каждого:
— Сколько в городе ворон?
Все отмалчивались, никто не знал ответа. А Бирбал пришел и ответил:
— Ваше величество, в городе сейчас три тысячи пятьсот восемьдесят пять ворон!
— А ты уверен, что не ошибся?!
— Подсчет точен, Ваше величество!
— Смотри же, если ошибся, заплатишь большой штраф!
— Нет, повелитель, я в подсчете уверен, - стоял на своем Бирбал. – При проверке получится столько же. Разве что одни вороны улетели в гости или же к ним прилетели в гости другие вороны. Прикажите всем воронам сидеть по своим домам и считайте! Вот и получится, что я подсчитал точно.
легенда, былина, сага, эпос
Повествование о реальных исторических событиях, как правило, героического содержания. Эти жанры могут быть использованы в работе с подростками.
миф
Повествование о богах и героях. В мифах мы можем найти, с одной стороны, информацию о сотворении мира. С другой стороны, описание разнообразных жизненных перипетий, проблемных взаимоотношений. Иногда мифы можно назвать даже “энциклопедией человеческих пороков”. Мы узнаем о проблемных и трагических жизненных сценариях. Неслучайно психоаналитическая терминология во многом заимствована из мифологии. Мифы несут информацию о смысле многих обычаев, и о том, по каким законам была организована жизнь предков. Благодаря мифам мы можем ощутить особенности национального менталитета. Поэтому использование мифов полезно для исследования проблемных взаимоотношений, с одной стороны. С другой, для познания многообразия окружающего мира и общих закономерностей его устройства. Особенно интересны и полезны мифы школьникам.
сказки
Наиболее многообразный жанр. Для сказок характерен, так называемый, “бродячий сюжет”. То есть сказки разных народов имеют очень много общего. Поэтому есть все основания говорить, что сказки отражают общие закономерности развития событий, явлений, поступков, исходов. Кроме того, во многих сказках зашифрованы представления наших предков о будущем. Достаточно вспомнить ковер-самолет, летучий корабль, волшебное зеркало, яблочко-по-блюдечку, сани – самокаты, гусли – самогуды и пр. Если мифы рассказывают о далеком прошлом, то сказки часто рассказывают о далеком будущем. Поскольку именно сказки дали имя нашему методу, их разновидностям мы посвятим отдельный параграф.
Основы сказкотерапии
И все же, так интересно узнать, как появились первые сказки и мифы. Относительно волшебных сказок на этот вопрос ответить непросто. А о появлении бытовых сказок можно выдвинуть такую гипотезу.
Представьте, что с вами произошла какая-то интересная история. Будите ли вы ее скрывать? Чаще всего нет! Вы расскажите ее друзьям, приятелям, знакомым. После пятого-шестого рассказа вы осознаете, что история постепенно начинает обрастать новыми меткими подробностями, ваше поведение в истории становится более осмысленным и эффективным. Благодаря неоднократному повторению истории, через некоторое время у нее появится “мораль”, резюме. Пройдет еще немного времени, и ваша история превратится в байку.
Не исключено, что похожие события были в жизни еще некоторых людей. Байки имеют свойство “ходить из уст в уста”. И очень скоро появится коллективная байка, или анекдот, или притча, или бытовая сказка. Так истории нашей жизни, многократно рассказываемые близким и знакомым, участвуют в процессе сложения бытовых сказок.
Появление первых мифов часто объясняется процессом осмысления человеком явлений окружающего мира. Причем, осмысление сопровождалось оживотворением всего, что попадало в поле зрения нашего далекого предка.
Если внимательно изучать самые древние мифы и мифологию народов, “неиспорченных цивилизацией” (индейцы, африканские племена, северные народности), можно увидеть три доминирующих идеи: рождение, размножение, смерть. Ранняя мифология тесно связана с выживанием, поэтому неудивительно, что многие мифы жестоки. В них отражаются кровавые сцены, а также взаимоотношения, неприемлемые для современного развитого человека. Они интересны для анализа и исследования, но не для терапевтических целей. Однако, есть еще одна важная тенденция в мифах – отражение процесса объяснения человеком идеи сотворения мира. Стремление осознать свои истоки, назначение обрядов и ритуалов тесно связано с “мифотворческим” мышлением. Наверное, эта тенденция актуальна и сегодня.
Сегодня в рамках сказкотерапии мы тоже осмысляем через сказку разнообразные жизненные явления, события жизни, феномены духовного поиска, и многое другое. И выделяем пять видов сказок.
О том, как они создаются подробно написано в “Практикуме по сказкотерапии” (Издательство “Речь”, 2000 год). Здесь же мы кратко коснемся их назначения.
К художественным сказкам мы относим сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притчами, историями. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для процесса психоконсультирования, но, тем не менее, успешно ему служат.
Народные сказки. Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Мифология складывалась у разных народов в период бронзового века и начала разложения первобытных отношений. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. Для нашего далекого предка природа была живой, и процесс “мифосложения” и “сказкотворчества” был связан с принципом “оживотворения”. Именно этот принцип мы используем сегодня, создавая новые сказки. Ожившие вещи, существа, явления природы способны действовать самостоятельно. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям Любовь, Горе, Кручина и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня.
Итак, народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:
* Окружающий нас мир – живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.
* Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
* Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
* Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
* Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.
Все эти философские идеи могут обсуждаться с нашими воспитанниками и клиентами.
Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны:
сказки о животных
Взаимоотношения людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.
бытовые сказки
Те, кто говорят, что в сказках все заканчивается свадьбой и никто не говорит, что будет потом, ошибаются. Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.
страшные сказки
Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Для повышения стрессоустойчивости, и “отыгрывания” напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. При этом, обычно, вводятся два правила: рассказывать историю нужно “страшным” голосом, протягивая гласные, “растягивая” интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданно смешным. Например, страшная история о том, как некий мальчик после встречи на кладбище с ужасной старухой вынужден разрывать могилы и есть трупы по принуждению. Закончиться история может неожиданно забавно. Вдруг он чувствует, что его трясут за плечо. Он просыпается и слышит: “Проснись, Петька, ты уже восьмой матрац доедаешь!”
волшебные сказки
Наиболее увлекательные сказки для тех, кому за 6-7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает “концентрат” жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека. Символической интерпретации сюжета полной волшебной сказки мы посвятим отдельный параграф.
Работа со сказками начинается с анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизация, рисование.
Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Если мы хотим помочь пациенту осознать свои внутренние переживания, мы, наверное, выберем авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией (они-то и ценны на тот момент!).
Есть мнение, что некоторые авторские сказки формируют негативный жизненный сценарий. Например, “Русалочка” Г.-Х.Андерсена может складывать комплекс “жертвы” и “несчастливой любви”. Компания У.Диснея даже взяла на себя благородную функцию переписывания этой истории.
“Аленький цветочек” закладывает негативный сценарий женщины, постоянно стремящейся из чудовища сделать принца, но так и остающейся с чудовищем (например, пьющий муж). “Золушки” вечно ждут принца, и теряют огромное количество обуви зря…
Пора реабилитировать авторов. Они вовсе не виновны в том, что их недоосмысленная сказка стала причиной неприятных переживаний и не сложившейся жизни. Негативный жизненный сценарий складывается в том случае, если философский, духовный смысл сказки был не понят. Может быть, доминирующее в тот момент чувство одиночества и “покинутости” выбрало из сказки проблемный элемент для своего усиления? Тогда работа с жизненным сценарием должна быть начата с переосмысления философского смысла сказки.
Художественные сказки, мифы, притчи, басни позволяют начинающему сказкотерапевту не нагружать себя придумыванием “правильных” сказок. Нам оставлено такое большое наследие, что есть из чего выбирать. При этом мы будем помнить, что народные сказки дают нам “концентрат” мудрости, а авторские истории чудесно “разбавляют” его образами, чувствами, отношением, интерпретацией. Именно авторские истории расскажут нам о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.
Дидактические сказки создаются педагогами для “упаковки” учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок “подаются” учебные задания.
Продолжение
Воспитание характера сказкой. Сказкотерапия
Источник: www.cka3ka-pro.ru
|