Воля - это ценное качество, которое ведет человека к поставленной цели, дает силы для преодоления трудностей на своем пути. Волевой человек умеет управлять своими поступками, отказываться от того, что хочется, и делать то, что нужно. Воля необходима человеку и в сложных, и в самых простых, будничных делах.
Люди не рождаются с сильной волей, она вырабатывается. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил: «Воля наша, как и наши мускулы, крепнет от деятельности, которая постоянно усиливается ... Не давая им упражнений, вы непременно будете иметь слабые мускулы и слабую волю ».
Деятельность маленького ребенка - игра. Уже в годовалом возрасте он тянется к разным вещам, манипулирует им, строит. И тут уж родители начинают проводить грань между тем, что можно, и тем, чего нельзя. Нельзя, например, делать предметом игры часы, бытовые приборы, банки с лекарствами, нельзя играть с огнем.
У родителей есть много способов сделать это «нельзя» безболезненным, чтобы оно не вызывало больших огорчений и обид. Они пытаются убедить ребенка, объяснить ему, какими могут быть последствия ее поступка, переключить его внимание и привлечь к участию в полезных играх и занятиях. Особенно убеждают примеры и факты, взятые из ближайшего окружения ребенка.
Родители влияют на сознание и чувства детей с самого раннего возраста и производят в них полезные навыки.
Как и во всем, здесь нужно чувство меры. Считать ребенка неразумным, позволять ему все подряд, чтобы не нервировать его, - значит, воспитывать у него не свободу, а безволие. Но нельзя и все запрещать. Постоянные одергивание и запреты - это тоже воспитание безвольности. Подрастая, ребенок попадает в коллектив сверстников. В коллективных играх приходится соблюдать правила, выполнять разные роли, лучшие и худшие, настойчиво добиваться победы. Но дети не только играют. У них есть разные обязанности: самообслуживания, домашний бытовой труд и многое другое. Самообслуживание и бытовой труд имеют очень большое значение для воспитания многих черт личности ребенка и, в частности, они тренируют волю. Ребенку приходится принимать самостоятельные решения, преодолевать возникающие трудности, а самое главное - на каждом шагу побеждать себя. Это значит презирать соблазны, вести себя не так, как хочется, а так, как необходимо. «Даже маленькая победа над собой, - писал М. Горький, - делает человека намного сильнее».
Очень важный воспитатель свободы ребенка - четкий режим его жизни, распорядок труда, отдыха, питания, игр. Режим ставит детей в определенные условия, заставляет управлять своими желаниями. Если ребенок играет, гуляет, готовит уроки, ложится спать не тогда, когда ему заблагорассудится, а в установленное время, у него вырабатывается организованность и дисциплинированность - родные братья сильной воли.
Подростки и юноши ставят перед собой значительные цели. Они восхищаются подвигами и сами способны на подвиги. Перед ними открывается романтика больших и тяжелых дел. Те начальные волевые качества, которые родители воспитали у детей в простых, обыденных обстоятельствах теперь укрепляются и развиваются на основе собственных убеждений, глубоких общественных чувств и новой, сложной деятельности. Воля