Особенности поведения и стиль общения с другими людьми очень часто сформировывается у человека с течением жизни. Жизнь течёт, меняется, и человек, вынужденный подстраиваться под обстоятельства, каким-то образом учится управлять собой и своим поведением.
Однако очень часто, и это доказано наукой, некоторые черты характера передаются по наследству и начинают проявляться с особой силой уже в детстве. Лидерство как таковое – черта необходимая и важная. С её помощью человек может добиться в жизни гораздо больше, нежели человек без такой черты. Выражается она, как правило, в стремлении руководить, отдавать указания, умении мыслить чётко, стратегически, без оглядки на остальных. Дети лидеры от природы самостоятельны и независимы, у них всегда есть чёткий план действий, и они могут продумать поведение и для окружающих его людей.
Грубо говоря, лидер – это человек, способный повести за собой если не миллионы, то хотя бы нескольких других людей, воодушевить их на какие-то свершения, направить в то русло, которое сам лидер считает важным. История знает немало примеров выдающихся лидерских качеств и их воплощение в конкретных людях. Это, например, генерал де Голль, Уинстон Черчилль, Наполеон.
Не всегда лидерские качества проявляются у человека в политике. Очень часто они помогают ведению дела бизнесмену – собственно, никакой бизнес невозможен без присутствия у предпринимателя лидерских качеств. Иногда случается так, что лидерских качеств у человека вообще нет. Но это уже другой разговор.
Что касается ребёнка лидера, то у них лидерские качества могут начать проявляться ещё в садике. Это может выражаться в том, что ребёнок лидер начинает командовать за столом, самостоятельно распределять игрушки, организовывать игры, в которых роль ведущего берёт на себя. Очень часто воспитатели бранят таких детей лидеров за «самодеятельность», в ту пору как ребёнку хорошо бы побеседовать со штатным психологами, который научил бы направлять энергию ребёнка лидера в нужное русло.
В школе лидерство может перерасти в нечто большее. Дети-лидеры проявляются там ярче всего. Самое главное – вовремя разобраться в проблеме и понять, что как таковой проблемы тут и нет. Есть ребёнок-лидер, вполне возможно, с отличными задатками на будущее, которые важно поддержать, а не забить.
Ещё в советские времена, автор этих строк проходил в школе, классе в пятом, некие основы психологии. Приятный мужчина-психолог спрашивал у одноклассников, кого они избрали бы лидером в своём классе, т.е. выбрали ребёнка лидера. Из трёх кандидатур выбрали девочку, которая всегда интересовалась окружающим, стремилась во всём участвовать и руководить, однако, не обладающая особенными талантами в сфере учёбы. Из этого можно сделать вывод, что лидерские качества и дети не всегда идут рука об руку с прилежанием. Умный педагог это поймёт, но не очень разумный может зачислить ребёнка-лидера в хулиганы и дебоширы. К тому же, самостоятельность, так присущая ребёнку-лидеру, очень часто кажется, преподавателю вызовом со стороны учащегося и не добавляет взаимопонимания.
А как же общаться с маленьким лидером дома? Дети лидеры ведь на всё имеют собственный взгляд, и стремятся помочь или посоветовать вопреки вашему желанию? Здесь необходимо быть лояльным. Совсем запереть ребёнка-лидера в рамках ваших собственных желаний и потребностей – смерти подобно. Ему необходим воздух и пространство для мышления и поступков. С другой стороны, вы всегда остаётесь родителем, это особая роль, и здесь тоже нельзя упускать своего лидерства.
Ребёнок в любом случае должен ценить ваш авторитет и слушаться вас, несмотря на то, что порой у него существует свой собственный взгляд на вещи. Попробуйте прийти к компромиссу. Просто сядьте и, набравшись терпения, обсудите проблему с ребенком как взрослый с взрослым. Он должен почувствовать не просто доверие и теплоту, но ещё и уважение – ребёнку-лидеру это как никому другому важно! Одновременно вы сохраните и свой авторитет как родителя, и сумеете направить созидательную деятельность вашего маленького де Голля в нужное русло.
Хуже обстоят дела, если вы сами – лидер по натуре. Действительно – а как иначе? Откуда тогда взялись такие черты у вашего ребёнка лидера? При таком варианте событий, вы должны быть вдвойне внимательны к тому, что и как говорите ребёнку. Два лидера тоже вполне могут ужиться под одной крышей, если обязанности между ними строго распределены, и каждый ответственен за что-то своё, как генерал и его заместитель. Попробуйте распределить домашние дела так, чтобы у ребёнка-лидера тоже оставалось своё пространство и свой арсенал «оружия» для выполнения каких-то дел.
Пройдёт какое-то время, и вы поймёте, насколько это хорошо – воспитать человека с собственным мнением и подходом к окружающей действительности!
"Как воспитать ребенка лидером." Книга
"Ваш ребенок -Лидер"
"Ваш ребенок -Лидер" (с игрушкой)
Автор: Наталья Дрозд