Мария Логоватовская
Про одного человека говорят - "творческая натура", про другого - "логики у него не занимать". Можете ли вы выбрать, какой тип мышления: творческое или логическое, хотите развить у своего малыша? Согласны, оба качества очень ценные. К счастью, их можно развивать одновременно: творческое мышление вовсе не исключает логического, и наоборот. Чтобы уделять внимание обеим составляющим с раннего возраста, важно правильно выбрать методики развития. Научите своего кроху мыслить логически, но нестандартно!
Мышление – это сложный процесс, состоящий не только из создания логической последовательности, но и использования интуиции, эмоций, восприятия мира, чувственного опыта, знаний. Мышление непосредственно связано с речью. Это не естественный процесс, передающийся по наследству. Чем больше уделять внимание развитию мышления в период активного роста мозга малыша (0-3 года), тем выше будет коэффициент его интеллекта во взрослом возрасте.
Логическое мышление – это способность делать выводы на основе полученных ранее знаний. К логическим операциям, которыми мы пользуемся ежедневно и неосознанно, относятся классификация, определение, опровержение, доказательство и другие. Логика – не только самостоятельная наука, но и инструмент практически для всех других наук.
Творческое мышление – процесс, приводящий к созданию художественных форм, а также неординарных идей.
Дивергентное мышление относится к творческому мышлению и применяется для поиска множества решений для одной проблемы или задачи.
Чаще всего образовательные программы, нацеленные на развитие у ребенка логического мышления, совершенно не уделяет внимание дивергентному. А ведь именно тренировка последнего формирует у человека такие качества, как независимость от чужого мнения, шаблонов и алгоритмов, желание искать необычные решения, гибкость и продуктивность ума. Поэтому с самого раннего возраста крохи занимайтесь с ним по обоим направлениям, развивая и логическую и творческую сторону мышления.
Начать лучше всего с обучения малыша математике – она развивает память, логическое мышление, навыки устного счета. Учиться количественному счёту дети могут с рождения, например с комплектом "Математика с пелёнок". Для этого им необходимо показывать карточки с некоторым количеством красных точек от 1 до 100, озвучивая это количество. Когда малыш освоит принципы счёта, Вы сможете перейти к арифметическим действиям, задачам, цифрам. На следующем этапе уже можно подключать развитие творческого мышления. Пусть кроха придумывает задачи, которые должны будете решить Вы.
С двух лет для развития логического и творческого мышления очень эффективны игры-головоломки, но не простые, а имеющие несколько вариантов правильных решений. «500 игр» – это 5 развивающих комплектов с 100 играми-головоломками в каждом: игры в дорогу, на пляже, игры-минутки, игры с выдумкой и игры с друзьями. В каждом комплекте – волшебный маркер: рисуй, стирай и снова рисуй прямо на карточках. Это позволяет использовать комплект многократно и нарисовать множество вариантов ответов при решении творческих задач разных уровней сложности!
В творческих заданиях любой ответ малыша будет верным. Главное – не правильное решение головоломки, а ход мыслей малыша. Вопрос «Почему ты так решил/а?» помогает закрепить алгоритм решения и /или исправить ошибки в рассуждениях.
Комплекты-новинки для развития логического и творческого мышления – «Кармашкины книжки». Эта серия представляет собой комплект книжек с весёлыми приключениями девочки по прозвищу Кармашка. Навыки чтения, внимания, речи, логики, творческого мышления тренируются с помощью игровых заданий разных уровней сложности. Книжки долговечны – страницы ламинированы и позволяют рисовать на них маркером, стирать и снова рисовать.
Для одновременного развития творческого и логического мышления вы можете воспользоваться готовыми комплектами или придумать самостоятельно аналогичные задания. Самое главное помнить основные принципы для достижения успеха в обучении крохи. Это хорошее настроение учителя и ученика, восторженная похвала и поддержание постоянной заинтересованности в дальнейших занятиях.