Язык состоит из слов. Без слов не может быть речи. Слово - строительный материал языка. Каждое слово имеет определенное значение, со слов состоят словосочетания и предложение, посредством их человек оформляет свои мысли и ними делится с другими. Чем больше слов усваивает человек, тем легче ему общаться, тем богаче его язык.
Ограниченность словаря усложняет общение, человеку не хватает слов для выражения своих мыслей. Это сказывается на языковой культуре.
Словарь человека делится на пассивный и активный. Активный словарь охватывает слова, которые говорящий не только понимает, но и пользуется ими в активном речи. Количество слов в активном словаре человека определяет богатство и культуру ее языка. Пассивный словарь - это слова, которые говорящий понимает, но не всегда принимает. Пассивный словарь всегда больше активного. Активный словарь малыша постепенно увеличивается: в 3 года он составляет 1000 слов, в 4 года — 1540, в 4,5 года — 1870, 5 лет — 2072, 5,5 лет —2289, 6 лет — 2589, 7 лет - 3500-4000 слов.
В активный словарь ребенка входят не только общеупотребительные слова, но и специфические, которые являются активными только для членов его семьи и обусловлены, в частности, характером работы родителей. Так, активный словарь ребенка из семьи лесника будет несколько отличный от активного словаря своего ровесника из семьи шахтера.
Качественный состав словаря у детей разного дошкольного возраста разное. Так, на четвертом году жизни в активном словаре дошкольника встречаются слова типа «ляля», «киса». Некоторые слова употребляются искажено, например, «колидор» (вместо «Коридор»), «Транвай» (вместо «Трамвай». В речи детей этого возраста еще встречаются слова-заменители - малыш, не зная правильного названия предмета, заменяет его другим, чем-то напоминает предмет. Например, подоконники, форточку ребенок называет словом «окно», кран - словами «водичка течет». Часто дошкольник заменяет существительные указательными местоимениями: «вот это дай», «я этого хочу». Большинство слов носит обобщающий характер («хороший» - это и красивый, и хороший, и добрый, и ласковый. Немало слов малыши употребляют в своей речи, не понимая их значения. Например, Маринка обращается к бабушке с просьбой: «Бабушка, дай мне, пожалуйста, сумерки, я с ними поиграю.
Из всех частей речи в активном словаре ребенка преобладают существительные (50%) и глаголы (30%). Другие части речи ребенок употребляет изредка.
Пятилетний ребенок чрезвычайно любознательный, разговорчивый, это и способствует быстрому обогащению активного словаря: усваиваются прилагательные, числительные и другие части речи. Однако и в среднем дошкольном возрасте есть свои сложности в усвоении слов.
Немало слов, обозначающих время, пространство, еще остаются неясными. Например, малыш говорит: «Вчера у меня будет день рождения», «Я встану так рано, что будет уже поздно», «позавтракаем и ляжем спать», «Мама, который сегодня понедельник: вторник или суббота?». Не зная значения слова, пятилетний ребенок дает ему свое название.
Активный словарь ребенка старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет жизни) уже приближается к словарю взрослого человека. Ребенок свободно пользуется всеми частями речи, правильно называет предметы, их признаки и свойства. Но и в языке старших дошкольников еще много неточно принятых слов. Малыши смешивают отдельные близкие по значению слова (шить, пришить, вышить, сшить, не понимают переносный смысл слова: «Золотой месяц, - он, что, из чистого золота сделан?», «Седой туман, - он, наверное, старый очень , поседел, как мой дедушка ». Некоторые малыши мало пользуются прилагательными, которые обозначают материал, заменяя их другими словами: вместо «деревянный» говорят «сделан из дерева», говорят не «шелковый», а «сшитый из шелка. Отдельные существительные носят лишь обобщающий характер: деревом называют и елку, и березу, и тополь.
В языке время еще встречаются диалектизмы, просторечие и вульгаризмы («тута», «сюдою», «умывалки» и др.). Поэтому родители должны постоянно обогащать словарь ребенка новыми словами; уточнять значения слов, активизируя словарь. Добиваться замены диалектизмов и вульгаризмов словам литературного языка; обогащать детскую речь пословицами, поговорками, загадками, образными народными выражениями.
Следовательно, родители должны помнить: прежде чем назвать ребенку новое слово, необходимо наполнить его определенным содержанием, связать с конкретным предметом или явлением. Существует два способа ознакомления детей со словом: чувственный, связан с непосредственным восприятием предмета ребенком, и опосредованный - Через слово на основе предварительного чувственного опыта. Например, ребенок умывается холодной водой и ежится. Взрослый говорит: «вода холодная. Поглаживая рукой мягкую пушистую шерсть кошки, ребенок слышит словесные обозначения от взрослого: «мягкая пушистая шерсть». Непосредственное мускульное ощущение мягкости, холода позволяет ребенку правильно понять и усвоить значение слова. Вне восприятия и представлениея мнение ребенка будет пустым, лишенным всякого смысла. Слово, оторванное от чувственного опыта, - пустой звук, бессодержательные оболочка.
Проводя работу по развития языка дошкольников, родителям следует обязательно добиться тесной связи между словом и чувством, словом и восприятием, словом и представлением.
А.М. Богуш
"Развитие речи в семье"
хорошим подспорьем в развитии речи вашего малыша станет интерактивная программа на ДВД "Говорим с пеленок"