Такая важная моторика
Мария Логоватовская
Факт, установленный учеными, изучающими физиологию детей: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. Занятия, направленные на гармоничную тренировку тела и мелкой моторики, способствуют развитию правильного произношения, темпа речи, её выразительности. Кроме того, входящие в них упражнения оказывают положительное влияние на логику, пространственное мышление, внимание, быстроту реакции, эмоциональность, воображение и, что очень важно, на взаимоотношения между ребёнком и родителем.
Пальчиковую гимнастику можно начинать с самого раннего возраста, когда только малыш появляется на свет. Сначала она представляет собой ежедневные поглаживания, разминания ладошек и каждого пальчика от основания до ноготка. Сопровождайте такие упражнения ласковыми словами, а еще лучше, стихами, песенками, потешками, пестушками.
В наибольшей степени способствуют развитию мелкой моторики различные пальчиковые игры. Они увлекательны, эмоциональны, обеспечивают разнообразность чувств. Кроме того, игры сопровождаются хорошо запоминающимися приговорами-припевками, что тоже прекрасно сказывается на формировании разговорных навыков. Благодаря богатству языка устного народного творчества речь крохи станет более живой и выразительной.
При общении с малышом используйте как можно больше разнообразных пальчиковых игр, почаще вводите новые упражнения. Включайте свои собственные элементы: поцелуи, массаж пальчиками по руке и телу, щекотку, поглаживания. Ну и конечно, делайте всё с выражением, мимикой и веселым настроением!
Вот примеры очень полезных пальчиковых игр:
Тесто
Тесто мы месили (делаем кистями рук сжимающие движения)
Мы пирог лепили («лепим» ладошками)
Шлеп, шлеп,
Шлеп, шлеп (продолжаем «лепить», похлопывая ладошками)
Слепим мы большой пирог! (широко разводим руки)
Замок
На двери висит замок (руки ребенка складываем в замочек)
Кто его открыть бы смог?
Потянули, (тянем «замочек»)
Покрутили, (вращаем «замочек»)
Постучали (стучим по «замочку» основанием ладоней)
И – открыли! (ручки разжимаем)
Котик
Котик лапкой умывается (умываем малыша его же ладошкой, можно по-настоящему)
Видно, в гости собирается
Вымыл носик. (моем носик)
Вымыл ротик. (моем ротик)
Вымыл ухо. (моем ушки)
Вытер сухо. (вытираемся полотенцем или делаем движения как при вытирании)
Множество весёлых игр на все случаи жизни: потешек, попевок, разминалочек, развивающих мелкую моторику, Вы найдете в комплекте «Букварь с пелёнок».
Помимо пальчиковой гимнастики, существуют и другие занятия, положительно сказывающиеся на формирование тонких движений. Разумеется, прежде всего, это творчество: рисование, лепка, аппликация. Рисовать можно уже с восьми месяцев пальчиковыми красками, специально предназначенными для самых маленьких. Лепить тоже начинайте рано, используя для этого солёное тесто и пластилин. Заниматься аппликацией можно без использования ножниц, отрывая различные кусочки из разноцветной бумаги, а также применяя в поделках природный материал: листики, камешки, ракушки. Творческие идеи для самых маленьких Вы найдете в комплектах «Мир своими руками».
Помощь маме по дому – вещь не только увлекательная, но и очень полезная. Крохе можно давать несложные поручения – собрать игрушки, подавать овощи для салата, посолить еду, вылепить несколько своих печений из теста, сделать бутерброды. Если малыш что-то просыпал, пролил, уронил, не нужно ругать его, помните, что он познаёт мир и развивается.
Очень развивают мелкую моторику и общую координацию движений конструирование: сбор пирамидок, стаканчиков, матрёшек, строительство зданий из кубиков и конструкторов. Если Вы решили начать обучение чтению после трёх лет, то Вам вдвойне будут полезны динамические кубики «Читаю легко». Это 10 одинарных и 10 двойных деревянных кубиков, которые малыш будет сам вращать, получая новые склады. Кроху так увлечёт этот процесс, что от такой пальчиковой гимнастики его будет невозможно оторвать. А обучение чтению будет проходить в игровой форме – ребёнок САМ получит результат чтения и легко поймёт его складовый принцип.
Хотим вам пожелать приятного времяпровождения с малышом. Старайтесь не заменять своё внимание телепрограммами и детским видео, принимайте участие во всех развивающих забавах, демонстрируйте, как можно использовать различные игрушки.
Ваше общение с ребёнком, словесное, эмоциональное и тактильное, незаменимо для правильного развития его речи!
|