Эта методика разработана итальянским педагогом Марией Монтессори еще в начале 20-го столетие. Ныне она успешно используется во всем мире. Работая с детьми, Мария Монтессори обратила внимание на то, что детям присуще особое мышление, которое отличается от мышления взрослого. Она назвала его «всотувальним мышлением». Кроме того, она заметила, что ребенок в своем развитии переживает несколько особых периодов, когда он более открыт для восприятия информации. Эти периоды называются сензитивными. У разных детей они возникают по-разному и в разное время.
Вот ориентировочные сроки сензитивних периодов за Марией Монтессори:
От 0 до 6 лет — период развития речи.
От 0 до 3 лет — период восприятия порядка.
От 0 до 5,5 лет — период сенсорного развития.
От 1,5 до 2,5 лет — период восприятия маленьких предметов.
От 1 до 4 лет — период развития движений и действий.
От 2,5 до 6 лет — период развития социальных привычек.
Основные принципы методики:
• Индивидуальный подход к ребенку. Это не просто слова: малыш сам может избирать, чем ему заниматься, сам определяет, сколько времени он израсходует на занятие.
• Обучение обязательно должно проходить в игре.
• Основной лозунг метода: «Помоги мне это сделать самому». Т.е. задача взрослого не делать за ребенка, а стимулировать ее собственную активность.
• Для развития ребенка необходимо создать специальную развивающую среду, которой так и называют « Монтессори-Средой». В такой среде ребенок сможет и захочет проявить свои способности.
• Не следует ускорять развитие ребенка, но, вместе с тем нельзя и пропустить тот момент, когда взрослый должен дать ребенку материал для познания окружающего мира.
• Главная движущая сила педагогики — это интерес. Если вам удастся вызвать и поддерживать его у ребенка, то успех воспитания обеспечен.
Создать собственное развивающую среду не так сложно, как кажется. Если вам и родителям близкие идеи Монтессори-Педагогики, то следует приложить немного усилий и создать свое развивающее пространство. Важно, чтобы в вашем доме действовало правило: все развивающие материалы должны быть доступные для ребенка. Т.е. размещайте все, что будет нужно ребенку на полках в специальных лоточках или блюдах на такой высоте, чтобы малыш мог легко достать необходимое. Не стоит бояться, что дом заполнится неисчислимым количеством корзин, блюд, мелких материалов. Едва лишь малыш будет отрабатывать какую-то привычку, материал будет заменять другим. Вам потребуются столик и стульчик для занятий. А также разнообразные бытовые вещи типа зубной щетки и зубной пасты, ботинка со шнурками и так далее. Они потребуются для обучения малыша привычкам самообслуживания.
Что почитать, чтобы начинать осваивать методику Марии Монтессори?
1. Монтессори М. Помоги мнет это сделать самому.
2. Монтессори М. Дети – другие.
3.Монтессори-Материал. Школа для малышей /Под ред. Э. Хелтунен.
4. Хелтунен Э. Практическая Монтессори педагогика: Супер - система для педагогов и родителей.
5. Дробышевская Ю. Правили Монтессори группы.