Спутником детства есть вопрос «почему»? Детские вопросы бесконечные. Детей интересует все: и явления природы, и бытовые вещи, жизнь людей, и его собственное существование. За характером вопросов мы узнаем об интересах малыша, его общее умственное развитие и развитие словарного состава языка. Ребенок спрашивает, значит, развивается, овладевает новыми знаниями.
Вопрос — один из путей познания ребенком окружающей жизни, установление контакта со взрослыми, уточнение представлений и названий предметов. В одном разе в вопросе ребенка высказывается стремление о чем-то узнать, в другом — потребность утвердиться в своих знаниях, иногда это желание заявить о себе. Бесконечные «почему» временами бесят родителей, и они стараются «отмахнуться» от детей ответом «не знаю», «у меня нет времени отвечать» и др. В худшем случае родители говорят ребенку неправду, чтобы как-то отцепиться от надоедливого «почемучки» или же не потерять авторитет всезнайства. Иногда родителям и в самом деле не хватает знаний, чтобы ответить на детские вопросы. Часть же родителей старается отвечать пятилетнему ребенку довольно детально, употребляя специальные термины, разговаривая с ним, как со взрослым человеком. Мать Виталия Ш. пишет: «Нашему сыну 5 лет. Виталий о всем хочет узнать; его интересует, как образовалась земля, откуда взялось первейшее семена, первейший человек, почему люди, которые не работают, не превращаются в обезьяну, как мурашки спят, как работают лампы дневный света, почему бывают войны. Хотелось бы знать, на какие вопросы можно отвечать детям дошкольного возраста, а которые оставлять без ответа или, возможно, вообще не замечать их?».
Ответ родителей прежде всего зависит от характера вопросов. Все вопросы ребёнка можно поделить на несколько групп, которые так или иначе связаны с развитием мышления и словарного состава языка.
Уже на третьем годе жизни дети обращаются к взрослым: «Что это такое?», «А это что?», «Как это называется?» Эти вопросы помогают малышу усваивать новые слова, обогащать и активизировать словарь словами, которые обозначают предметы быта, одежду, мебель, растения, животных и др. Родители должны сами побуждать ребенка к таким вопросам и отвечать на каждый вопрос. Например, обратиться к малышу: «Что это у меня?», «Как это называется?», а потом предложить: «Теперь ты у меня спроси»...
Со временем ребенок осмысливает не только отдельные предметы, явления, а и замечает разнообразные связи и отношение, которые существуют между ними: холодно — птицы отлетают; пригрело солнце — снег растаял... Ребенок узнает, что эти связи в языке обозначаются соответствующими словами, слышит их от взрослых: «Уже поздно, нужно ложиться спать». «На дворе мороз, оденем варежки». Позднее ребенок сам начинает усваивать причинные связи, обращаясь к взрослым с вопросами «почему?»: «почему зимой так рано темнеет?», «Почему животные не говорят?» Благодаря этим вопросом ребенок узнает, что все в природе можно объяснить словами, что все имеет свое название. Чем больше ребенок получает от взрослых правильных ответов, тем быстрее он развивается, овладевает значением слова, усваивает названия свойств, отношений, закономерностей, которые существуют в природе.
Объяснения должны быть доступными и понятными детскому уму. Например, родители объясняют шестилетнему ребенку «Почему зимой так рано темнеет?», так: «Осенью солнце с каждым днем все ниже плывет по небу, позднее поднимается, раньше прячется. Все менее посылает на землю своего тепла и света. Становится все холоднее и холоднее. А зимой солнце только на несколько часов появляется на небе, да и то не каждый день. Низко плывет на небе, за деревьями и не увидишь. Как только солнышко спрячется, начинает темнеть. А летом солнце поднимается высоко, светит долго, до самого вечера. Чем высшее солнце, тем теплее оно греет, тем ярче светит».
Отдельные вопросы детей можно оставить и без ответа. Такие, как «Почему мы не падаем, когда земля оборачивается?», «Почему не падает космическая ракета?», «Почему люди не могут жить на небе?». Если мы начнем объяснять ребенку одно явление, нужно сразу говорить и о целом ряде других взаимосвязанных явлений, которые еще недоступны ребенку этого возраста. В таких случаях можно ограничиться ответом: «Об этом ты узнаешь в школе, когда будешь изучать математику, физику, астрономию».
Реже малыши обращаются с вопросом «Для чего?» — «Для чего человеку уши? волосы? руки?.. Для чего птичкам перья?»
Такие вопросы помогают маленьким исследователям выяснить назначение предмета, усвоить выражение «для того, чтобы ...». «Человеку нужны уши для того, чтобы слушать, слышать...», «Деревья белят для того, чтобы сохранить их от вредителей...». На эти вопросы взрослые всегда должны отвечать» любознательному ребенку.
Из раннего детства маленьких «почемучек» нужно приучать обращаться к взрослым тогда, когда они не заняты серьезными делами.
Возникновению любознательного отношения к окружающему помогают также правильно сформулированные вопросы взрослых. Родители всегда имеют возможность спросить у ребенка: «Что у тебя в руках?», «Для чего ты взял карандаш?», «Что делает папа?», «Что нарисовано на картинке?» и т.п..
Индивидуальные беседы взрослых с ребенком оказывают содействие развитию детского мышления, формируют умение правильно высказывать мысль. Во время таких бесед нужно использовать разные по сложности вопросы.
Взрослые должны знать, что все вопросы делятся на две больших группы: основные и вспомогательные. К основной группе вопросов принадлежат констатирующие вопросы, т.е. такие, что требуют простого названия («Что это?», «Как называется?», «Который?», «Которая?», «Которое?»), причинные, времени, целевые («Почему?», «Для чего?», «Когда?», «Где?», «На чем?»). Среди вспомогательных вопросов можно выделить наводящие и подсказывающие. Наводящий вопрос дается ребенку в том случае, когда он не отвечает на основной. Например, взрослый обращается к ребенку с такими вопросами: «Что делают колхозники в поле, на огороде?». Ребенок молчит. Наводящие вопросы. «Кто выращивает хлеб и овощи на поле?». Подсказывающий вопрос уже содержит в себе ответ. Например, к ребенку обратились с основным вопросом: «Какие птицы остаются у нас на зиму?». Ребенок не отвечает. В этом случае можно обратиться к нему с подсказывающим вопросом: «Улетают в теплые края воробьи?».
— Нет, не улетают, зимуют,— с радостью отвечает ребенок.
Родители должны хорошо продумывать свои вопросы, начинать с легких, подсказывающих и постепенно усложнять. Своими вопросами взрослый возбуждает детскую мысль, стимулирует ребенка к языковой активности, обращение же малышей с вопросами к взрослым обогащает и активизирует детский словарь.
А. М. Богуш
Полезным подспорьем для ответов на многие вопросы ребёнка, послужат Комплекты