Характерной чертой младших дошкольников является активный процесс познания мира через наблюдение за ним. Процесс знакомства с окружающим миром должен строиться на выработке у детей навыков толкования своего опыта. Поскольку жизненный опыт ребенка еще не значителен, то он познает мир, сравнивая его с собой, как с наиболее известным объектом. Необходимо показать общую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.
Воспитатель помогает ребенку получить четкие представления о предметах ближайшего окружения, необходимые для адекватного использования их в различных видах детской деятельности; воспитывает у нее бережное отношение к предметам, созданных трудом человека; обеспечивает постепенный переход от предметного восприятия и опознания объекта («Что это?»,«Кто это?») к простому сенсорному анализу; помогает ребенку освоить соответствующий словарь.
Воспитание у ребенка интереса к явлениям природы начинается с умением вглядываться, любоваться растениями и животными;. проявлять наблюдательность и бережное отношение к миру природы. Ниже приведены некоторые примеры игровых наблюдений.
Разноцветная прогулка
Игра помогает детям научиться наблюдать за природой, окружающим миром, различать и правильно называть цвета. Игра развивает аналитическое мышление, восприятие цветов, общую моторику, социальные навыки.
Описание игры
1. Перед прогулкой проведите игровую беседу с детьми по теме «Что какого цвета?», Показывая картинки с изображением окружающей природы (цветы, трава, песок, небо, облака, различные предметы).
2. Во время прогулки выберите какой-нибудь цвет и начинайте искать предметы этого цвета, например, красный - машина, лавка, цветок., Платье Маши, совочок Саши.
Иди по следу
Дети очень любят что-нибудь искать, для них таинственность имеет очень большое мотивирующее значение. Предоставьте им возможность побыть немножко следопытами. Играть в эту игру можно как в группе, так и на прогулке.
Игра развивает общую моторику, воображение, аналитическое мышление, умение выполнять поставленную задачу, ориентацию в пространстве, способствует сплоченности коллектива, умению делать что-нибудь вместе, опираясь на результаты действий других детей.
Для игры вам понадобятся цветные наклейки, небольшой сюрприз-сокровище, поскольку искать «клад» дети будут всей группой (например, мыльные пузыри, которые можно выдувать по очереди, мячик - можно вместе поиграть, настольная игра, конструктор, пачка печенья на всех .
Описание игры
1. Наметьте маршрут в группе или во дворе, определите его промаркируют наклейками, разместив их с интервалом 1-2 м.
2. Конце маршрута положите «сокровище», спрячьте его так, чтобы издали не было видно, и дети не смогли его увидеть раньше, чем пройдут по маршруту.
3. Объясните детям суть игры, ее можно мотивировать в какой-то необычный способ («сокровище» принес добрый волшебник, потерял гном, мишки хотели подарить, но спрятали и заснули.
4. Обязательно похвалите детей, когда они найдут «сокровище», искренне Подивитесь вместе с ними, порадуйтесь их достижению, проследите, чтобы все воспользовались «сокровищем».
Экологическое воспитание основывается на вековых психологических возможностях детей этого возраста. Это помогает обеспечивать эффективность выполнения поставленных задач, доступных для детей.
Познание природы помогает детям младшего дошкольного возраста адаптироваться в окружающем мире, поддерживать заинтересованность и любознательность, активности и самостоятельности. В процессе ознакомления малышей с природой воспитатель решает важные задачи сенсорного развития, формирования у детей элементарных форм предметно-действенного и наглядно-образного мышления. Воспитатель создает условия для включения детей в реальную деятельность по уходу за растениями, находящимися в группе и во дворе, наблюдению за животными.
Особенно хорошо, если в группе или детском саду есть живой уголок. Интересно наблюдать по поведению птиц, насекомых, кошек, собак, воспитывая эмоциональную отзывчивость и гуманные чувства.