Разложим по порядку
Высыпьте в миску бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от миски поставьте два блюдечка. Предложите: «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое - все зеленые». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощение для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка - только крыжовник. Переводить бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-либо бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочком. Обязательно доведите работу до конца - этот навык очень важно. Поэтому сначала берите меньше бусинок.
Волшебное сито
Скажите: «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито »Отделение одной крупы от другой для детей похоже на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала одну манку, затем смесь круп. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.
Вылов из воды Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т.д. Предложите малышам с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито малыш должен держать в правой руке. Можно взять одно сито, и малыши по очереди будут вылавливать предметы из воды.
НЕ просыпу и не пролей!
Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышам, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. Все зерна, рассыпавшиеся, ребенок должен смести щеткой в совок.Не забудьте похвалить ребенка, если он аккуратно уберет просипане. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпки.
Помогите начать и окончить переливания - это для ребенка очень сложно. Покажите, как собрать пролитую воду губкой.
Лепим колобков, колбаски и блинчики
Дайте малышам небольшие размятые кусочки пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать «колобков» (скручивать шарики), колбаски и «блинчики». Потом из этих заготовок можно «собрать» фигуры людей и животных. Помогая детям, не сдерживайте их фантазию, преодолейте соблазн лепить вместо них.
Открой и закрой! Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами, или хозяйкой, которая держит в баночках разные крупы. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой. Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.
Была лужа - и нет ее
Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролила что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева - с небольшим количеством воды, справа - пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем Пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.
Смети, но не просыпь!
Этот навык малыши могут использовать ежедневно, помогая-убирать со стола. Они будут радоваться тому, что у них, как у взрослого, есть свой долг. Покажите детям, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно, - тогда на пол ничего не присиплеться.
Ну ка, вылови! Поставьте на поднос две тарелки: слева - глубокую, а справа - мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышам выловить их поодиночке ложкой и переложить в мелкую тарелку. Сначала помогите им, слегка направляя руку. Следите, чтобы ребенок правильно держала ложку. Важно доказать упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду надо собрать губкой.
Пересыпаем ложкой Поставьте на поднос две чашки: слева - чашку с крупой, а справа - пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Сначала, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашки и перебросить над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо наклонить чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение размещения. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его. То же можно делать во время игры в песке.
Готовим лекарства
Дети любят размешивать ложкой, например, сахар в чае. Однако это не всегда получается, движения у ребенка еще резкие, ложка бьется о чашку, чай выплескивается. Помогите малышу, двигая вначале его рукой. Учтите, что ребенку намного интереснее размешивать в воде вещества, которые, растворяясь, окрашивают ее. Проследите чтобы ребенок правильно держала ложку. С этой упражнением можно связать много игр: приготовление лекарств, пищи и т.д. Чтобы ребенок хорошо освоил действия с ложкой, совмещайте это упражнение пересыпкой ложкой.
Посыпаем дорожки Предложите ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5 см. Ограничьте ее чем-нибудь, например полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного изложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их щепотью, не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками, посыпать «сахаром» песочный «торт» и т.п.