Чтобы в будущем малыш читал книги с удовольствием, объясни ему: главное - содержание, а не яркость обложки
Придет время, когда Линдгрен, Носов и Заходер, станут для крохи авторитетами. Насколько быстро это случится - зависит от тебя. Ведь пока ребенок оценивает книги с точки зрения яркости и практичности. Например, из больших и толстых гораздо проще сложить башню, чем из тонких и маленьких. Естественно, тебя как читателя такое отношение к печатному слову коробит. Но вместо лекций на тему «Книги нужно любить» постарайся воспитать это чувство у малыша. Как? Конечно, не сразу. Сперва у него появится интерес. Так произойдет после первой же сказки, прочитанной тобой вслух. Ребенок - гений, он сразу догадается, что книги - игрушки с секретом. Когда увлекательное чтение станет ежедневным занятием, малыш будет ждать его с нетерпением. То есть возникло чувство привязанности. А если ты увидишь, что кроха выбирает определенную книгу, которую хочет услышать на ночь, то можешь не сомневаться - это любовь. И продлится она всю жизнь!
Огласите весь список!
Для каждого возраста свой стиль, стол и книжный репертуар. Подбирая для карапуза литературу, нужно помнить об этом. Так что Толкиена и «1001 ночь» поставь на полки повыше. Сейчас вкус малыша как читателя только формируется. Не отбей у него аппетит!
• Чем незатейливей история, тем лучше. Пока длинные рассказы (пусть даже динамичные) ребенку будут неинтересны. Он попросту потеряет нить сюжета, а значит, начнет скучать. Начните с «Курочки Рябы», «Колобка», «Теремка», «Репки». Персонажей минимум, действие простое.
• Наверняка понравятся ему и сказки Владимира Сутеева (им же и проиллюстрированные). Выбирай те, что покороче. Например, «Цыпленок и Утенок».
• Следующие на очереди произведения Агнии Барто. Тут все четко: одно четверостишие, одна история, один герой. Как раз то, что нужно маленькому читателю. О Бычке, Мячике, Мишке и Тане ребенок будет слушать с удовольствием. А вот у Даниила Хармса стихи не такие лаконичные, зато некоторые строки в одном произведении постоянно повторяются - как припев в песне. Возможно, кроха начнет наизусть декламировать «Иван Иваныч Самовар», пару раз услышав этот шедевр. • Не забудьте и о Самуиле Маршаке. «Где обедал воробей?» и «Усатый - Полосатый» надолго станут для малыша хитами.
Дело мастера
Любая, даже самая захватывающая сказка не заинтересует ребенка, если излагать ее без души. Монотонный тихий голос или быстрое неразборчивое чтение - и книга автоматически становится скучной для малыша. Другое дело, когда у каждого персонажа свой образ. У Машеньки голос тонкий и нежный, Волк говорит с хрипотцой (как Джигарханян в мультике), а Медведь непременно басит и пыхтит (да, мамочка, придется постараться). Не забывай, что у твоего голоса есть и другая важная функция - передавать им чувства героев. Маленький Мишка очень расстроился из-за того, что кто-то ел из его миски. Ах, как же мама Коза стала переживать за своих козлятушек -ребятушек. До чего же обрадовалась команда, вытянувшая репку! Пока эмоциональное чтение - единственный способ объяснить карапузу, кто прав в сказке, а кто нет, разграничить «хорошо» и «плохо». Кроме того, каждая твоя история будет для ребенка шоу. Неповторимым и захватывающим!
А поговорить?
Итак, ты читаешь, и какое-то время кроха слушает, затаив дыхание. Но уже через две с половиной минуты он начинает водить машинку, строить из кубиков башню, шуршать чем-то. Не сердись и не откладывай книгу в сторону. Пойми, внимание у детей в этом возрасте довольно рассеянное. Спокойно сидеть на одном месте для малютки - пытка. Как сделать, чтоб он дослушал сказку до конца? Вариантов несколько.
СЛУШАЕМ И РИСУЕМ
Положи возле себя бумагу и карандаши. Когда заметишь, что малыш начал маяться, предложи ему нарисовать что-нибудь. Но при этом продолжай читать. Такой метод открыла Мария Монтессори. Оказывается, детям нужно как-то унять жажду двигательной активности. Выполняя простую механическую работу (раскрашивая картинку), ребенок с прежним интересом следит за повествованием. Рисование можно заменить лепкой. Главное, чем-то занять руки маленького. Он и слушает, и развивает моторику.
ОБСУЖДАЕМ
Не читай всю сказку целиком, сначала лишь пару абзацев
Потом поговори с ребёнком о прочитанном. Пусть он смотрит на картинку, а ты задавай вопросы, на которые он ответит. Например, кто в теремочке живет? А как говорит Лягушка? А Мышка? Спроси, где на рисунке бабочка, травка, божья коровка... После разговора продолжи чтение. Тогда малышу не наскучит слушать сказку - ведь он ее участник.
АНАЛИЗИРУЕМ.
По ходу уточняй у ребенка, какого цвета Колобок. Назвать, возможно, и не получится, но найти предмет желтого цвета - вполне. Узнай у крохи и о форме (похож на мячик). Кто больше - Лиса или Медведь, Заяц или Волк? Если поиск ответа вызывает затруднение - помоги. И тогда чтение станет для малыша увлекательной игрой. Не исключено, что на вопрос о подарке на день рождения ребенок ответит: «Книгу... и научи меня читать!»
1Если ребёнок просит читать одну и ту же книгу, значит, чем-то она его «зацепила». Не возражай и не спорь. Возможно, скоро он сам захочет сменить репертуар.
2 Книги нужно беречь. Этот вывод малыш сделает для себя, глядя, как ты с ними обращаешься. Если он порвал книжечку, аккуратно склейте ее вместе.
3 Учить ребенка читать можно тогда, когда его речь станет более-менее правильной, а внимание - стойким. Но такие уроки должны приносить ему удовольствие.