Надеемся, что приведенные дальше советы (которые касаются не только родителей, но и всех, кто занимается воспитанием дошкольников) помогут взрослым наладить добрые и откровенные взаимоотношения с детьми, будут оказывать содействие правильному воспитанию и обучению детям в школе и дома.
Демонстрируйте красивый пример.
Ведите себя так, чтобы Ваши слова и дела не противоречили одно другому в глазах ребенка.
Четко очертите границы разрешенного.
Согласуйте с членами семьи и педагогами единую линию поведения — чтобы не спорить в присутствии ребенка. Потом объясните ребенку суть ограничений.
Будьте настойчивыми.
Определив границы разрешенного, сурово соблюдайте все установленные Вами правил без исключения.
Тон, которым сообщаете требование или запрет, должен быть дружеским.
Приказный тон - недопустим. Любой запрет для ребенка переносится тяжело, а если он произносится раздражающим или властным тоном, то становится тяжелым вдвое. На вопрос: «Почему нельзя?» не следует отвечать: «Потому, что я так сказала», «Нельзя, да и довольно». Необходимо коротко объяснить: «Уже поздно», «Это опасно» и др. Если ребенок снова спрашивает: «Почему?», то не потому, что не понял, а потому, что ему тяжело преодолеть свое желание нарушить запрет.
Замечание лучше высказывать в безличной форме.
Например: «Спичками не играются» вместо: «Не трогай спички!»; «Конфетки едят после ужина» вместо: «Сейчас же положи конфетке на место!»
Проводите «уроки дисциплины» в форме игры.
Такая ситуация оказывает содействие преобразованию скучного поучения на интересное занятие.
Ограничений, требований и запретов не должно быть много и они должны быть гибкими.
Если ребенок не может управиться с требованиями, смягчите их и обязательно обсудите.
«Физическое устранение».
Если любимый фарфоровый сервиз (или ценное наглядное пособие) постоянно под угрозой быть разбитым, проще убрать его из глаз ребенка.
Осуждайте не ребенка, а ее поступки.
Лучше сказать: «Не люблю, когда ты разбиваешь чашки из дорогого сервиза», чем: «Ты такой неуклюжий!»
Повторение и еще раз повторения!
Даже самый сообразительный ребенок сразу не запомнит все ограничения и указания. Главное — не лениться и чаще объяснять суть установленных правил поведения.
Дети имеют короткую память.
Ставьте на вид сразу после вины ребенка, в другом случае она не поймет или не запомнит урока.
Не читайте длинных нотаций. Одно короткое замечание более эффективно.
Объясняйте ребенку мотивы Вашего поведения, если он не понимает, чего Вы от него хотите и почему.
Если приходится наказывать ребенка, то лишая его чего-то красивого, чем делая ему плохо. Иначе говоря, лучше наказывать от «плюса» к «нулю», чем от «нуля» к «минусу»; причем под «нулем» имеется в виду нейтральный, равный тон. «Плюс» означает традиционные праздника, маленькие удовлетворения, которые создают зону радости и происходят обязательно, если ребенок не сделал ничего плохого. Ограничение воспитания требованиями, замечаниями и «минусовыми» наказаниями угрожает потерей контакта с ребенком: в этом случае добиться дисциплины будет значительно сложнее.
Привлекайте ребенка к принятию решений. Радуйтесь за него, интересуйтесь его мысленным взором, предложите на выбор два пути решения сложной ситуации и вместе обсудите лучший вариант. Предупреждайте конфликтные ситуации. Лучше предупредить конфликт, чем потом решать проблему.
Будьте снисходительными к непоседливым детям: родительские требования не должны противоречить физиологическим потребностям ребенка.
Через определенные особенности мышечного развития детям тяжело долго находиться в статическом положении.
Беготня, прыжки, другие подвижные действия — проявления естественных и очень важных для развития ребенка нужд движения и познания, им значительно больше, чем взрослым, необходимо двигаться, подвергать испытанию свои силы, исследовать предметы. Лучше всего направить их активность на безопасные развлечения.
Любите ребенка. Если Вы обращаете внимание на нее только тогда, когда она капризничает, бьется или кусается, не надейтесь на эффективность результатов от спонтанных воспитательных излияний.