Плакать – стыдно?
Многие родители весьма охотно используют такую воспитательную меру, как пристыжение. Эта мера применяется к детям с самого раннего возраста, когда ребенок еще даже не способен переживать стыд и что-то понимать. Но постепенно по мере взросления он начинает безусловно усваивать некоторую реальность «... на тебя же смотрят!», которую ему транслируют взрослые.
Недавно на улице я стал случайным свидетелем одной сцены, которая меня поразила и стала поводом к написанию данной темы.
Две женщины с детьми, у одной из которых ребенок возраста нескольких месяцев, у второй двух лет. Так вот грудной ребенок в коляске заплакал, видимо, в чем-то нуждаясь. Мать поспешила узнать, в чем нуждается ее ребенок и наклонилась к нему. Вторая женщина так же не стала медлить и, видимо, решила внести свою лепту в успокоение ребенка своей спутницы, сказав ребенку в коляске следующее: «Ой! Ванечка сейчас смотрит на тебя и думает, вот же мужики пошли – плачут как!»
Вот такой нехитрой фразой милая дама пытается «вразумить» ребенка нескольких месяцев с тем, чтобы тот осознал неуместность своего плача и повел себя как «настоящий мужчина».
Конечно, результат ее сообщения нулевой – лишь сотрясение воздуха, ведь ребенок в таком возрасте не понимает речи, не говоря уже о сложных ассоциативных связях. Однако именно эта сцена меня поразила тем, что с самого раннего возраста многие родители или социальное окружение применяют весьма токсичные методы воспитания – формирование стыда и попытки «блокировать» естественные проявления.
Вообще такая манипуляция - весьма и весьма распространена и даже, можно сказать, «нормальна» для нашего общества. Но, повторюсь, что при частом, или систематическом использовании, или в эмоционально значимый период для ребенка, такая мера может быть «токсична» и влиять на восприятие самого себя, на эмоциональные проявления ребенка.
Представьте себе ребенка пяти лет, который плачет на улице или в транспорте по причине того, что он устал и хочет спать. Причина проста и понятна. Но мама этого ребенка пытается сделать так, чтобы ребенок не плакал. Она говорит примерно такие слова: «Ну что ты плачешь? Вот на тебя уже дядя смотрит и думает: ай-ай, какой большой ребенок и плачет. Дядя-то сидит и не плачет. Дядя сейчас будет ругаться».
Так мать отвлекает ребенка, переключая его внимание на некого дядю, который действительно может смотреть. Однако подтекст в данном сообщении таков, что дядя смотрит на плачущего ребенка и осуждает его, и мало того, может вести себя агрессивно - ругаться.
Далее по мере взросления ребенок начинает строить связь, что «я – плачущий (проявляющий эмоцию) – осуждаем, плохой». Вот это провоцирует стыд, т. е. ребенок научается стыдиться себя таким, когда он – переживающий. Затем реакция стыда может распространиться в более старшем возрасте на «все на меня смотрят и осуждают, мне стыдно».
Как быть в таких случаях родителям? Отражайте чувства ребенка. Не блокируйте, а отражайте. Подробнее об этом можете почитать в книге Ю. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком – как?» Ведь необходимо весьма бережно относиться к детям, дабы не заставлять их страдать, а наоборот, чтобы они умели испытывать и проявлять разные свои чувства и жизнь ощущали полно.
Андрей Фетисов