Пробуждение. Сборы в школу
Мать не должна будить своего сына (или дочь). Ребенок может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его по утрам, стаскивает с него одеяло, заставляет вставать. Он заранее дрожит, когда она входит в комнату, крича: «Вставай, опоздаешь!» Гораздо лучше будет, если ребенок научится пользоваться будильником.
Восьмилетняя Инна с трудом просыпалась по утрам, любила поваляться в кровати. Эти лишние «минутки» растягивались надолго... Мама упрашивала дочку, ругала, торопила, но не могла ничего добиться: Инна вставала нехотя, сидела за завтраком хмурая, в школу приходила с опозданием.
Дело пошло на лад лишь тогда, когда мама неожиданно подарила девочке электрический будильник, положив в коробку записку: «Инне, которая не любит, чтобы ее будили по утрам. Теперь ты сама себе хозяйка. Целую, мама». Инна была приятно удивлена. Она спросила:
– Мам, а откуда ты знаешь, что я не люблю, чтобы меня будили?
Мама улыбнулась и ответила:
– Догадалась!
Когда на следующее утро будильник громко зазвенел, мама сказала Инне:
– Полежи немножко, еще так рано. Но девочка сразу же встала:
– Что ты, я ведь в школу опоздаю.
Если ребенок встает с трудом, не стоит дразнить его «лежебокой». Не нужно вступать с ним в спор по поводу последних «минуток» сна, этот вопрос проще решить по-другому– поставить стрелку звонка на десять минут раньше, чем нужно. Комментарии взрослых должны выражать лишь сочувствие, а не досаду:
– Сегодня вставать не хочется, да?
– Хорошо бы подремать еще немножко.
– Полежи еще минут пять.
Такие слова оживляют настроение, создают атмосферу теплоты, доброты. Напротив, эти окрики говорят о приближении неприятностей:
– Ну-ка, вставай, лежебока!
– Быстро вылезай из кровати!
– Тоже мне, спящая красавица!
А вот такие вопросы – выражение «нежности»:
– Почему ты валяешься в постели? Ты что, заболел? Болит что-нибудь? Голова? Живот? Ну-ка, покажи язык!
Ребенок может поверить, что единственное средство обратить на себя внимание-это притвориться больным. Он подумает, что если отрицательно ответить на все вопросы матери, она будет глубоко разочарована, Чтобы сделать ей приятное, ребенок признает, что болен всеми болезнями, которые она с такой готовностью перечисляет.
Если ребенка торопят, он делает все в десять раз медленнее. Чаще всего это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком дня, который ему не по душе.
Не стоит лишний раз подгонять ребенка. Вместо этого ему нужно сообщить точное время и указать, когда он должен закончить то, что сейчас делает.
– Школьный автобус придет через десять минут.
– Сеанс в кино начинается через час. Сейчас половина первого.
– Уже половина седьмого, за стол сядем в семь часов.
– Твой товарищ придет через четверть часа. Этим мы показываем ребенку, что вполне доверяем ему и знаем: он все успеет сделать вовремя.
ЗАВТРАК. ЕДА БЕЗ НОТАЦИЙ
За завтраком не стоит обучать детей моральным основам поведения, хорошим манерам, вдалбливать им в голову свою жизненную философию. Зато они должны хорошо представлять себе, что кухня в их квартире – очень удобное место, где приятно всем вместе съесть вкусный и питательный завтрак.
Как правило, за завтраком не следует начинать долгих разговоров. Часто дети (или сами родители) выходят к завтраку сонными, заспанными, хмурыми: тут и до ссоры недалеко.
ОДЕВАЕМСЯ
Ребенок не должен быть одет, как маленький лорд. Одежда должна быть простой, удобной и недорогой. Для детей гораздо важнее свобода движений, возможность бегать, падать, прыгать, играть в мяч, чем забота о чистоте одежды. Если сын пришел из школы в грязной, испачканной рубашке, мать может сказать: «Похоже, у тебя был трудный день сегодня. Если хочешь переодеться, в шкафу есть чистая рубашка». Бесполезно говорить ребенку, какой он неряха, грязнуля, как устала мама стирать и гладить его рубашки. Реалистический подход к делу исключает эти упреки, зато допускает, что дети больше думают об игре, чем о чистоте одежды. Лучше купить дюжину дешевых рубашек и таким образом решить вопрос.
ПЕРЕД ВЫХОДОМ ИЗ ДОМА
Вполне допустимо, что в утренней спешке ребенок забудет положить в портфель нужный учебник, пакет с завтраком, очки, кошелек. Лучше протянуть ребенку забытую вещь молча, спокойно, чем пускаться в рассуждения по поводу его забывчивости и безответственности.
Лучше сказать: «Вот твои очки», чем восклицать «Неужели я доживу до того дня, когда ты сам вспомнишь, что надо брать в школу очки?»
Проще сказать: «Вот твой завтрак», чем пророчествовать «Вот разиня! Ты бы и голову дома забыл, не сиди она у тебя на плечах!»
Протяните ребенку кошелек: «Вот твои деньги!» – и он будет рад, что вы не стали задавать ему саркастических вопросов вроде «А на какие деньги ты собираешься обедать в школе?»
Нельзя ругать ребенка, читать ему нотации перед уходом в школу. На прощание лучше сказать: «Пусть все сегодня будет хорошо», чем «Смотри, веди себя как следует». Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: «Увидимся в два часа», чем обидное предостережение «Не вздумай болтаться на улице после уроков, сразу же иди домой».
Хайм Дж. Гиннот