В ситуации, когда под рукой лишь ручка (максимум – карандаши) и бумага, есть море способов устроить замечательную игру.
1. «Цветик-восьмицветик» (для малышей). Нарисуйте цветочек с восемью лепесточками и достаньте цветные карандаши. По очереди с крохой раскрашивайте, соблюдая правила: можно раскрасить либо один лепесток, либо два соседних. Играя, ребенок поймет, что есть определенная тактика, что нельзя допустить, чтобы рядом в конце игры оказались два соседних лепестка.
2. «Дорисуй». Игра не предполагает победителя, она направлена на развитие творческого мышления. На бумаге рисуем произвольные фигуры, черточки, точки – некую абстракцию. Участники, проявляя фантазию, дорисовывают из этого какой-то сюжет.
3. «Лабиринт». На квадратном или треугольном поле участники по очереди ставят черточки длиной в одну клетку – по вертикали или по горизонтали. Тот, кто закрыл квадрат (поставил четвертую составляющую его черту), рисует в этом квадрате свой знак и продолжает ход, пока не поставит линию, ничего не замыкающую. В конце игры знаки подсчитываются. Чем больше размеры поля – тем интереснее игра. Похожая игра была изобретена популяризатором математики и наук Мартином Гарнером. Чертится игровое поле – ряды точек от 3х3 до 9х9. Игроки по очереди соединяют две точки линией, и когда замыкается квадрат, как и в предыдущей игре, ставится знак и делается дополнительный ход. В выигрыше тот, у кого знаков больше. Игра развивает стратегическое мышление.
4. «Нитка жемчуга». Это игра похожа на «Крестики-нолики», но намного интереснее и сложнее. Чертится поле размером 15x15 или 19x19 клеток, а цель игры – поставить в ряд (горизонтальный, вертикальный или по диагонали) пять ноликов или крестиков.
5. «Ладошки». Если малыш уже знаком с цифрами, то игра будет ему под силу. На своем листке (в клеточку) каждый участник обводит свою руку. Внутри рисунка ставятся точки и подписываются цифрами. Количество точек зависит от возраста. Крохам, только изучающим цифры, и 10 точек вполне хватит, а деткам постарше можно и до 100 нарисовать. Первый игрок называет любое число и, пока соперник ищет его на своей нарисованной ладошке, ставит в клеточках крестики (на своем поле). Причем делает это очень шустро. Как только цифра найдена, производится переход хода. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит свое игровое поле. Игра хорошо тренирует внимание и мелкую моторику, учит ориентироваться в цифрах.