Главные законы педагогики (Часть 2) |
ГЛАВНЫЕ ЗАКОНЫ ПЕДАГОГИКИ (ЧАСТЬ № 2)
ЗАКОН ЕДИНСТВА И ЦЕЛОСТНОСТИ ВОСПИТАНИЯ
Он отражает в себе единство и системность личности, а также ее амбивалентность.
В законе единства и целостности воспитания речь идет об уравновешенном развитии эмоциональной, ум, ценностной и волевой сторон личности.
Невозможно человеку развиваться по частям. Просвещение рассудка не дает еще нравственности. О добром глупце очень точно сказано И. А. Крыловым: «Услужливый дурак опаснее врага». Сила воли может проявиться в движении человека к самым дурным целям. Прекраснодушием часто вымощена дорога к пропасти. Физическое совершенство – не красота души. «Способности души столь связаны между собой, что по проявлениям чувств можно очень часто судить о способностях ума» (И. Кант).
Это – закон укрепления человека в лучшем и преодоления худшего в своей природе.
Закон единства и целостности воспитания включает в себя идею единства мысли и действия.
Магистраль воспитательного процесса – от мысли к действию и от действия к мысли. Нарушение этого закона воспитания имеет своим следствием недостаточное развитие сущностных человеческих сил.
И. В. Гёте: «Думать и действовать, действовать и думать – вот тайна бытия. Мысль и дело, как вдох и выдох, должны следовать друг за другом».
В чем здесь дело?
Во-первых, предпосылать поступкам раздумье необходимо для уменьшения числа ошибочных действий.
Во-вторых, воспитание призвано выработать у подопечных привычку и склонность к осознанию своих собственных действий. К переводу постепенно уточняющихся образов и представлений из подсознания в сознание и к формированию ясных, четких, адекватных понятий.
Показатель образованности – способность к сознательному регулированию «потоком» ощущений, смутных представлений и неясных идей.
Путь от смутных к ясным понятиям лежит через постижение принципов познания и способов познавательных действий. Знания, ум и навыки являются важнейшими средствами достижения главной образовательной цели – полноценного личностного развития.
Действительные знания составляются из того, чем человек умеет пользоваться, что он применяет к решению все новых по объему и классу сложности задач (А. А. Ляпунов). Стало быть, понятие знания включает в свое содержание и умения, и навыки.
Наиболее продуктивная потребность в знаниях проистекает из деятельности, из потребовавшихся в ходе деятельности способов ее осуществления.
Прочное знание и овладение той или иной наукой достигается только с приобретением способности охватить начала и основные законы этой науки, судить о ее задачах и ум связать единичные явления с общими правилами.
Пока не приобретена такая способность, не достигнуто и прочное знание в данной отрасли.
Между тем многие учащиеся и преподаватели больше, чем нужно, заботятся о заучивании наизусть. В результате учащиеся не в состоянии свободно пользоваться своими знаниями.
Эти пробелы в их способностях проистекают только от способа, по которому их обучали, от недостатков этого обучения.
Иначе трудно это объяснить, ведь память у них лучше, чем у кого бы то ни было, поскольку они особенно беспокоятся о заучивании наизусть, а их помыслы направлены на то, чтобы овладеть наукой.
Борис Бим-Бад,
педагог, академик Российской Академии Образования, писатель, антрополог
|