Мария Логоватовская
Когда детишки фантазируют, у родителей это может вызвать самую разную реакцию – от умиления и восторга до страхов вырастить лгунишку. Чаще всего тревоги напрасны, ведь фантазия – это не просто часть творческого развития. Это основа для создания захватывающих сказок и приключенческих историй, для успешной учебы и рождения творческих шедевров, для совершения великих открытий и появления полезных изобретений. Так что фантазия – это прекрасно, и нужно обязательно уделять внимание ее развитию. Также следует помнить, что все хорошо в меру, и знать о тех признаках поведения маленького фантазера, из-за которых действительно можно поволноваться.
Разберем способы развития детской фантазии в правильном направлении, а также определим рамки, когда и какие фантазии могут настораживать, и приведем критерии отличия фантазии ото лжи.
Развитие фантазии во благо
Условно развитие фантазии можно поделить на два этапа. С 1 года до 3 лет идет только подготовка к активному развитию фантазии. В это время важно тренировать воображение малыша параллельно с изучением свойств различных предметов. Это лучше всего делать следующими способами:
• Чтение сказок, а также стихов и рассказов – это основа основ развития фантазии.
• Игры с воображаемыми образами: сегодня вы с малышом изображаете собачек, поэтому ходите на четвереньках и говорите «гав-гав». Завтра поиграйте в лягушек, поросят, котят и т.д. Также вы можете побыть принцами и принцессами, поварами и учителями и т.д.
• Игры с воображаемыми предметами. Представьте себе, что диван – это лодка, вы плывете по реке и ловите рыбок, роль которых играют баночки из-под шампуней. Можно придумать тысячи таких сценариев игр.
С 2,5-3 лет ребенок становится настоящим фантазером. Теперь ему можно предложить множество игрушек и игр. Например, ведущую роль в становлении личности играют сюжетно-ролевые игры. Классика для девочек – это дочки-матери, для мальчиков – «войнушка». Дети могут играть в «маму и папу», воображать себя героями сказок и фильмов, работниками разных профессий: врачей, учителей, полицейских. Во время этих игр психически здоровый ребенок отличает реальность от выдумки.
Часто родители удивляются, почему они покупают своим детям дорогие интересные игрушки, а они малышей не увлекают надолго. А в какие-то дощечки и прочий мусор ребятишки играют часами. Все потому, что современные игрушки – это уже готовые решения (взять к примеру, полный комплект мебели для кукольного домика, копия настоящей), они не дают развиваться фантазии. А вот если предмет можно использовать как-то по-другому…. К примеру, мой сын особенно любит игрушку-каталку на длинной ручке. Но не просто как игрушку, ведь он использует ее в качестве пылесоса, забираясь с ней в самые дальние уголки, как это делает мама.
Для целенаправленного развития творческого мышления ребенку можно предложить увлекательные игры-головоломки. Причем, не простые задачи, где есть один вариант верного решения, а специальные, позволяющие малышу использовать как логику, так и воображение (комплект «500 игр»).
Настораживающие фантазии
Напугать родителей могут фантазии, связанные с детскими страхами, агрессивным поведением, соперничеством с братьями и сестрами, протестом против отношения мамы или папы.
К примеру, как могут выражаться в детских фантазиях страхи: ребенок придумывает монстров, которые появляются в темноте, поэтому он боится засыпать один. Появление таких страхов нормально, ведь они связаны с важнейшим инстинктом человека – самосохранением. Помочь бороться со страхами малышу можно разными способами. Например, нарисовать воображаемых монстров и превратить их в добрых героев. Или дать крохе в кровать волшебную палочку, которая защитит его от злодеев.
Еще одна настораживающая фантазия – подражание героям современных детских мультиков. Например, кроха воображает, что он «добрый» человек паук, который, между прочим, ведет себя агрессивно и уничтожает злодеев. Решение проблемы – смотреть правильные, добрые мультики, читать сказки, где хорошо разделяются понятия добра и зла, учить малыша копировать добрых героев.
Зачастую появление детских фантазий связано с поведением родителей. Понаблюдайте за крохой: если он ставит игрушки в угол за плохое поведение, не слишком ли часто вы практикуете такую меру наказания с ребенком?
Ложь
Ложь отличить от фантазии просто. В отличие ото лжи, фантазия не причиняет вреда и не имеет целью получение какой-либо выгоды. Лгать кроха может научиться после 3,5-4 лет по одной из следующих причин: самооборона (ложь из-за боязни наказания), копирование поведения родителей (мама говорит по телефону подруге, что она болеет, хотя на самом деле здорова), попытка получить недозволенное (мне папа разрешил взять конфету), желание показаться лучше (я очень хорошо катаюсь на лыжах), самооправдание (он первый меня ударил).
В каждом случае свои способы бороться с детской ложью. Подумайте, не слишком ли вы строги в мерах запретов и наказаний, не вынуждаете ли кроху лгать сами, показываете ли вы малышу, что любите его таким, какой он есть? Ложь – это всего лишь индикатор какой-то проблемы. И если вы ее разрешите, то ваш малыш никогда не превратится в патологического лгунишку.