Пренебрежение к воспитанию - это гибель людей, семей, государств и всего мира.
Я. Коменский
Семья - это природный очаг глубоких человеческих чувств, где ребенок усваивает основы морали сердцем и душой, когда развиваются чувства доброты, чуткости, совести, правдивости, любви ко всему живому. Родители - главные природные воспитатели ребенка. Основной фактор в формировании личности - это воспитательный климат семьи. Родной дом - не только место убежища, крыша над головой, но и семейный очаг, место защиты от жизненных невзгод. Эти положения должны быть главным мотивом в работе классного руководителя.
Для налаживания тесных контактов с родителями следует избавиться устаревшей методики родительских собраний, когда педагог рассказывает о недостатках, а родители слушают. Классный руководитель должен держаться с ними как равный с равными, как советчик и единомышленник в деле воспитания. Нетрадиционность такой формы общения, когда родители с объекта «всеобуча» становятся активным субъектом творческого педагогического поиска, способствует глубокому осознанию ими проблем семейного воспитания детей.
Педагогическая практика убеждает, что работа с родителями прежде всего начинается со сбора сведений о семье от учеников и их родителей. Классного руководителя должно интересовать: состав семьи; специальность и место работы отца, матери, лиц, их заменяющих; материальные и бытовые условия семьи; моральный облик родителей.
Такая информация может помочь классному руководителю в поисках форм и методов работы с родителями учащихся.
Советы для родителей
1. Утром поднимайте ребенка спокойно, с улыбкой и ласковым словом. Не поминайте вчерашние неприятности, не употребляйте оскорбительных слов.
2. Не подгоняйте его, рассчитать время - ваша обязанность, если вы эту проблему не решили - вины ребенка в этом нет.
3. Не посылайте ребенка в школу без завтрака: в школе он много работает, тратит силы.
4. Отправляя ребенка в школу, пожелайте ему удачи, скажите несколько ласковых слов, избегайте оговорок: «Смотри, веди себя хорошо», «Чтобы не было плохих баллов» и другие. У ребенка впереди тяжелый труд.
5. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?"
Встречайте ребенка спокойно, не сыпьте на него тысячу вопросов, дайте ему расслабиться (вспомните, как вам тяжело после утомительного рабочего дня). Когда ребенок возбужден и хочет с вами чем-то поделиться, не отказывайте ему в этом, послушайте, на это вы не потратите много времени.
6. Если ребенок замкнулся, что-то его беспокоит, не настаивайте на объяснении его состояния, пусть успокоится, а потом сам все расскажет.
7. Замечания учителей выслушивайте без присутствия ребенка. Выслушав, не спешите ругаться. Говорите с ребенком спокойно.
8. После школы ребенок не должен садиться сразу за выполнение задач, необходимо 2-3 часа отдохнуть.
9. Нельзя выполнять задачи без перерыва. Через каждые 15-20 минут необходимо отдыхать 10-15 минут.
10. Во время выполнения заданий не стойте над ребенком, давайте ему возможность самостоятельно работать. А когда нужна помощь, то без крика, спокойно, с похвалой и поддержкой, употребляя слова: «не волнуйся», «ты все умеешь», «давай подумаем вместе», «Вспомни, как объяснял учитель» и другие.
11. Во время общения с ребенком не употребляйте фразу: «Если ты будешь хорошо учиться, то ...».
12. В течение дня найдите полчаса для общения с ребенком. В настоящее время важнейшими должны быть дела ребенка.
13. В семье должна быть единая тактика общения всех взрослых с ребенком. Все споры по воспитанию ребенка решайте сами, без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом. Не лишним будет почитать литературу для родителей, там вы найдете много полезного.
14. Всегда будьте внимательны к состоянию здоровья, если что-то беспокоит его, головная боль, плохое состояние.
15. Привлекайте детей к домашней и общественной работы, точно определите круг их обязанностей.
16. Учите подростка:
• ценить дружбу, уважать общественное мнение;
• правильно оценивать свое поведение и поведение других;
• соизмерять свои действия с действиями других, делать соответствующие выводы.
17. Воспитывайте:
• выдержку, настойчивость, готовность преодолевать трудности.
• честность, правильность, умение отстоять честь свою, семьи, коллектива и т.п..
18. Вырабатывайте привычку добросовестно выполнять задания, поручения учителей, родителей, ученического коллектива.
19. Ни при каких обстоятельствах не заглядывайте в портфель и карманы ребенка. Даже если вам кажется, что вы должны знать всё о своих детях.
20. Когда ваш ребенок просыпается, скажите ему «Доброе утро!" И не ждите ответа. Начните день бодро, а не с замечаний и ссор.
21. Когда ребенок возвращается из школы, спросите: «Что сегодня было интересного?"
22. Старайтесь, чтобы ребенок был привязан к помещению. Возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо дома!"
23. Ваш ребенок принес очки в семестр. Найдите за что его похвалить.
24. Постоянно говорите ребенку: «Ты хороший, но не лучше других».
25. Скажите ребенку: «Не будь чистюлей - в классе не любят чистюль, не будь и замарашки - в классе таких не любят. Будь просто аккуратным »..
26. Когда вы раздражены, начните говорить с ребенком тихо, едва слышно, тогда раздражение сразу проходит.
27. Когда ребенок выходит из дома, обязательно проведите его к двери и скажите: «Не торопись, будь осторожен».
28. Когда сын или дочь возвращаются из школы, встречайте его (ее) у дверей. Ребенок должен знать, что вы рады его возвращению, даже если он виноват.
Каким вы должны отпускать ребенка в школу:
- Ученик должен приходить в школу чистым: с чистыми руками, шеей, лицом. Ногти на руках должны быть коротко обрезанные, волосы аккуратно расчесаны.
- Ученик должен одеваться в чистую, опрятную ученическую форму. Обувь должна быть начищенной, чистой.
Что должно быть в портфеле
- Ученик должен иметь при себе чистый носовой платок.
- В портфеле должны быть аккуратно сложены вещи, необходимые для занятий на этот день.
- Книги следует обернуть. На обложке должна быть надпись: предмет, фамилия ученика, класс и номер школы.
- Чтобы тетради имели опрятный вид, нужно класть их в папку.
- Карандаши, ручки положите в пенал.
- Следите за, тем, чтобы вечером все было готово к учебному дню и в портфеле не было ничего лишнего.
Памятка для родителей «Выполняем домашнее задание»
1. Ученик упорядочивает свое рабочее место, свой стол для учебных занятий или место, отведенное ему за общим столом.
2. По записям в дневнике или в тетради устанавливает, что именно ему задали.
3. Вспоминает, в какой последовательности советовал учитель выполнять то или иное задание.
4. Готовит необходимые учебники и принадлежности: ручку, карандаш и т.д..
5. Находит задачи в учебнике, текст статей и письменных упражнений, текст задач и т.д..
6. Вспоминает учебный материал, который объяснял учитель на уроке.
7. Вспоминает указания учителя по способам выполнения упражнений.
8. Выполняет работу.
9. Сверяет сделаное с тем, что нужно было сделать: уж чего не забыл.
10. Проверяет, правильно выполнил задание, если есть ошибки - исправляет.
11. Если это возможно, обращается к родителям или другим старшим членам семьи с просьбой проверить, понимает ли он смысл прочитанной статьи, правильно рассказывает, научился объяснять решения задачи.
Вниманию Родителей
1. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но на первом месте родители и педагоги.
Учить жить - это значит передавать из сердца в сердце моральные богатства. И передает эти богатства тот, кто с колыбели ласкает ребенка, кто заботливой рукой поддерживает его первый шаг, кто ведет его за руку первой тропинке жизни. Это мать, отец, учитель.
2. Воспитание начинается с дня рождения. Первое, с чего ребенок начинает познавать мир, - это ласковая материнская улыбка, тихая колыбельная, добрые глаза, ласковые объятия. Из всего этого складывается первое представление о добре и зле.
3. В семейном воспитании решающую роль играет морально-политическом родителей.
Мощной воспитательной и облагораживающей силой для детей семья становится только тогда, когда отец и мать видят высокую цель своей жизни, живут во имя высоких целей, которые увеличивают их в глазах ребенка.
4. Забота отца и матери о здоровой семье. Истинная мудрость воспитателя - отца, матери - в умении дать ребенку счастье детства - это спокойное домашний очаг.
5. Семья - это первичный коллектив украинского общества.
Чувствует ли ребенок, что блага его жизни - следствие большого труда родителей, заботы любящих его людей? Ведь без них, без их труда и заботы он просто не смог бы существовать. Здесь кроется большая опасность - вырастить человека эгоистичного, который считает, что главное - его личные потребности, а все остальное - второстепенно. Я вижу только один путь: учить ребенка делать добро для нас, родителей, воспитателей; учить детей понимать и переживать всем сердцем, что он живет среди людей и глубокая человеческая радость - жить ради кого-то.
6. Готовых рецептов семейного воспитания нет.
Есть люди, способные только рожать, но не способны по-настоящему рожать. Полнокровная и гармоничная личность рождается материнской и отцовской мудрости. Рождение человека - большое и тяжелое деяние, счастливая и сложная работа, которая называется воспитанием.
Чтобы воспитать ребенка, следует придерживаться правил в реализации своих семейно-бытовых педагогических функций. Основные из них:
1. Устанавливать и придерживаться общепринятых норм поведения, четкого режима жизни (работы, учебы, досуга, отдыха), практиковать определение каждому члену семьи его обязанностей, контролировать их выполнение, совместно с детьми анализировать состояние жизни семьи, ее перспективы, внутрисемейные планы и т.д. .
2. Постоянно держать в поле зрения школьную жизнь ребенка, интересоваться его успехами, проблемами, трудностями, интересами, запросами, стремлениями и способами их удовлетворения.
3. Знать товарищей своего ребенка, зоны его неформального общения, исповедуемые им идеалы, приоритетные жизненные ориентиры.
4. Воспитывать у детей ответственное, ценностное отношение к своему здоровью, понимание обязанности помогать в будущем своим престарелым родителям и родственникам, детям, всем нуждающимся людям, содержать свою семью.
5. Компетентно и педагогически грамотно обсуждать с детьми проблемы асоциального содержания жизни отдельных людей (наркоманы, алкоголики), первая информация должна поступить от родителей, а не от компании.
6. Ограничивать доступ детей к информации, которая популяризирует проституцию, наркоманию.
7. Развивать и поощрять самостоятельность у детей, умение отстаивать свою позицию.
8. Поддерживать постоянную связь со школой.
9. Знать и уметь объяснить основные приметы или внешние признаки употребления детьми наркотиков, токсических веществ.
10. Быть готовыми к принятию определенных «дисциплинарных» решений по ограничению непродуктивного »времени жизни ребенка и контактирования его с« подозрительными »товарищами.
Закон Украины «Об образовании» (извлечение)
Статья 59. Ответственность родителей за развитие ребенка.
1. Воспитание в семье является первоосновой развития ребенка как личности.
2. На каждого из родителей возлагается одинаковая ответственность за воспитание, обучение и развитие ребенка.
3. Родители и лица, их заменяющие, обязаны:
• Постоянно заботиться о физическом здоровье, психическом состоянии детей, создавать надлежащие условия для развития их природных способностей.
• Уважать достоинство ребенка, воспитывать трудолюбие, чувство доброты, милосердия, уважительное отношение к Украине, родному языку, культуре, семьи, уважение к национальным, историческим, культурным ценностям других народов.
• Способствовать получению детьми образования в учебных заведениях или обеспечивать домашнее образование в соответствии с требованиями к его содержанию, уровню и объему.
• Воспитывать уважение к законам, прав, основных свобод человека.
Статья 60. Права родителей.
Родители или лица, их заменяющие, имеют право:
• Выбирать заведение для несовершеннолетних детей.
• избирать и быть избранными в органы общественного самоуправления в учебных заведениях.
• Обращаться в органы государственного управления образованием по вопросам обучения, воспитания детей.
А.Н. Щеблыкин
Ровенская обл.
|