Возникло воспитания еще в начале существования человеческого общества, как средство передачи человеческих знаний и опыта от поколения к поколению. Наши предки, наряду с развитием различных ремесел и промыслов, создали оригинальную систему воспитания, отображали требования народа и тогдашние социальные отношения. Ведущими воспитательными средствами стали поведение и поступки родителей, родная (материнская) речь, труд, фольклор, семейно-бытовая культура, народные обычаи и традиции, искусство, ремесла и промыслы, верования, праздники, обряды, символы, детские игры и игрушки.
Основная цель воспитания народ видел в том, чтобы научить каждого быть человеком. Основу же существования общества, человека народ видел в труде: «Труд - душа всей жизни". Без активного труда немыслимо развитие личности. Ребенку нужно работать ежедневно с того момента, как он научился держать ложку в руке. Поэтому его приучивали с детства к самообслуживанию, общей с родителями трудовой деятельности на огороде, по хозяйству и т.п..
Добивались от воспитателей избежание поблажек, соблюдение единства требований: "Кто детям потакает, тот сам плачет", "У семи нянек, ребенок калека". Главной обязанностью народных воспитателей было мудрое предостережение человека от опрометчивых шагов, используя для этого предостережения, увещевания, внушения: "Не разрушай птичьих гнезд, ослепнешь", "Не хлебают и не щелкают ложкой по зубам, ибо будешь иметь заеды", " НЕ Садись в хате спиной к иконе, потому что люди отвернуться "," Не ешь перед зеркалом, потому красоту съешь "," На ночь нельзя оставлять неубранной дом, потому ночью по ней ходят ангелы "и другие. Если же это не помогало, то народ не возражал против физических наказаний: "Бьют - не на беду учат", "Кто кормит, тот и бьет". Вместе народная мудрость рассматривала такие действия часто как целесообразными и напрасными: "Не учи ребенка шлепками, а хорошими словами", "Кто бьет ребенка, то не воспитывает доброго человека".
На одном из первых мест народного воспитания было приобщение детей к прекрасному. Девочек с детства учили вышивать, ткать, ухаживать за цветами, петь и танцевать. Исходя из принципов красоты, приучали быть вежливыми. Мальчишки учились резьбе по дереву, гончарству и тому подобное. Формированию эстетических вкусов детей значительно способствовали многочисленные календарные и обрядовые праздники, которые включали танцы, песни, театрализованные действия (призывание весны, Щедрый вечер, Ивана Купала, Зеленые праздники и т.д.).
Обязательным было здороваться со всеми. В каждом из традиционных украинской приветствий - пожелание добра и здоровья: "Доброе утро", "Добрый", "Здравствуйте в вашей хате!", "Помогай, Господи!", "На спокойной ночи!".
На одном из первых мест в народном воспитании стояло попечительства о здоровье и физическом развитие детей: "Нет счастья без здоровья". Народное воспитание видело залог здоровья в труде, движении, свежем воздухе, воде. В теплое время года детей приучали ходить по земле босиком, что закаляло (вместе с купанием) организм. Этому же способствовал бег наперегонки, различные подвижные игры.
С поколения в поколение передавались повести о защитниках родной земли, наделенный необыкновенной силой (Котигорошко, Кирилл Кожемяка и др.)..
О воспитании составлен множество поговорок, пословице: "Учи сына, как кормишь, так тогда не научишь, как тебя кормить", "Как не научишь ребенка в пеленках, то не научишь и в подушках", "Не научил отец, то не научит и дядя "," Хочешь испортить ребенка - позволь ему делать все, что он пожелает ".
Семейное воспитание
Домашняя школа
В украинской Народной педагогике наибольшее внимание уделено воспитанию ребенка от одного до пяти лет, как раз тогда, когда ребенок интенсивно растет и развивается. В этом возрасте ребенок стоит в центре семейных забот, в его воспитании участвует вся семья, маленького ребенка не наказывают, пока он не начнет осмысливать свои поступки. Когда ребенок учится говорить, вся семья пытается стимулировать этот процесс, позже с помощью фольклора, прежде сказок, ребенку прививаются черты вежливости, корректности в отношениях со взрослыми и сверстниками. Слово родителей или старших в семье было законом для меньших. Они уже с детства имели свои обязанности, выполняли различную работу, посильно работали. Девочки перенимали науку от матери, бабушки - учились прясть, вышивать, ткать, расписывать писанки, шить одежду, наводить порядок в доме. Мальчики от отца или деда. Когда-то было за правило, что девочка 7 - 10 лет могла вышить себе рубашку, а мальчик - что-то смастерить.
Бабушка обучения
Но самой мудрой и благоразумной в семье была бабушка. Много советов она давала дочке (невестке), которая потом учила уже своих дочерей (невесток). По ее мнению, ребенок растет здоровым и счастливым только тогда, когда его мать будет мудрой.
Вот и советовала:
- Будешь иметь дочь, то присыпают ее в вербовой или калиновой колыбели - будет всегда бодрой, живой. А песен Доний будешь петь - веки будешь ей самой родной. Пошлет судьба сына, пусть отец заблаговременно трубочку сделает из тополя или дуба. Это лучшие "мужские" породы деревьев. Они придают силы, а еще, говорят, и разума в головку. А как хочешь, чтобы нежным вырос, то красоты его сердечку придаст десен. Еще знай, что класть спать ребенка надо головкой до восхода солнца. А чтобы чутким к людям был и к природе, касайся трубки руками с северной стороны:
Тихонько, трубочка, тихо,
уже вечер близехонько.
а север трубку баюкает,
я с юга теплый жду.
Для дочери-звёздочки матрасик в трубочку клади из соломы пшеничной, для сыночка - из ржаной. Подушечку делай из гусиного пуха. Об цветы не забывай. Под подушку клади чабреца, мяты, бессмертника, душицы, полыни. Они чудеса творят: плохо с глаз снимают, сон ребенка оберегают. Может, где-то хмель увидешь, развивающийся над рекой, то скажи ему слово и срежь цветы-шишечки, но немного - семь-двенадцать. Срезай и приговаривай:
- Хмелик-хмелевой, раб земли-матери! Пожалуйста, шишек даты сон в колыбельную с вечерней зарей накликай.
Принеси его домой, завяжи на веревочках-веревках. Сон ребенка будет глубоким и крепким, и расти он будет здоровым. Хорошо бы, чтобы ты, доченька, пододеяльник, распашонку ребенку вышила - то память о тебе ему, беречь он их вечно будет.
Дети в труде
Самое важное место в системе народного воспитания отводится ребенку - будущему человеку - труженику. Собственно факт рождения ребенка воспринимался в семье как появление еще одного помощника. Именно этим объясняются обычаи отрезания пуповины у новорожденных мальчиков на сокиры, чтобы в будущем был хорошим хозяином, в девочек - "на гребни" (который использовался при пряже), чтобы была хорошей прялкой.
С детства ребенка приучали к труду, потому что труд является основой бытия человека: «Чтобы хорошо жить, надо труд любить", "Без труда нет плода", "Кто сеет, пашет, не знает о горе". Известная детская песенку "Сорока - ворона" уже в раннем возрасте учит ребенка трудолюбию и осуждает лентяев: "А ленивый пусть поплачет: кто не делает, тот не ест". Наставляли детей и другие песенки, а также сказки "Лисичка - сестричка и волчок - брат", "Дедова дочь и бабья дочь" и другие. Этому же учили и народные пословице: "Хочешь есть калачи, не сиди на печи", "За сна не купишь лошади, лежа не купишь одежи", "Кто лентяй, поэтому есть нечего", "Птица красная пером, а человек - трудом ".
Народная мораль жестоко осуждает тех, кто хочет жить чужим трудом: "Кто хочет пропасть, пусть научится воровать", "ворованным добром не разбогатеешь", "На чужой каравай глаз не порывай", "На воре и шапка горит". Поэтому считали, что "лучше есть хлеб с водой, и не жить на чужбине", ведь заповеди Божьи "не кради" и "не пожелай ничего того, что является собственностью ближнего" были святыми и обязательными для всех.
В Народной сознания отношение человека к труду, его умение и желание работать были основным критерием при определении социальной стоимости каждого. Украинский этнограф Зенон Кузеля писал, что "в 4 года ребенок уже настоящий человек: он смотрит за меньшими и кур накормит, и воды нанесет".
До 6-7 лет девочки и ребята были под опекой матери и выполняли примерно одинаковую работу - пасли овец, свиней, гусей. В настоящее время их начинали привлекать к различным занятиям: ребята помогали отцу у скота, а девушки - маме у печи, мыть посуду, подметать дом. Кроме этого, девочки с 5-6 лет учились прясть, вышивать, мальчики пастушили, были погонщиками, а в 12 лет уже умели пахать, т.е. с детства были самостоятельными. Немного старшие дети уже выполняли четко распреджелённые функции в домашнем хозяйстве.
Сельский парень от восьми до четырнадцати лет утра уже кормил, поил овец, лошадей, коров, чистил их. Потом шел в школу. Кто не учился - ехал за сеном, дровами. В конце зимы вывозил с отцом гной на поле. Весной помогал пахать, волочить, выбирал камни с пашни, подчищал траву. С восьми лет учили молотить цепью, а с двенадцати - косить. 12-13-летние девушки вставали на рассвете прясть, ткать, вечером шили по маминым кроем, вышивали.
Детский труд широко использовался в собирательстве, что особенно характерно для Полесья и Карпат. Дети собирали грибы и ягоды в таком количестве, что их хватало не только для нужд семьи, но и на продажу.
Привлечение детей к посильному труда способствовало их трудовому воспитанию. Помогая родителям, дети перенимали их опыт в ведении хозяйства, в выполнении тех или иных работ.
|