ЧАСТЬ ПЕРВАЯ - «мужские» сказки
Очень часто нас спрашивают, какие сказки читать девочкам, а какие - мальчикам. Конечно, и девочкам, и мальчикам нужно читать самые разные сказки. Объявить определенные сказки «мужскими» и не читать их девочкам, наоборот, было бы странно.
В тендерном (половом) отношении все сказки, мифы, легенды, притчи можно условно разделить на три группы:
«Мужские»: главный герой - мужской персонаж (к таким сказкам можно отнести все мифы и легенды о героях, а также сказки, главные герои которых принадлежат к мужскому полу)
«Женские»: главная героиня (или героини) - персонаж женского пола;
«Смешанные»: есть два главных героя обоих полов.
Сюжет «мужских» и «женских» сказок построен таким образом, чтобы герой (или героиня) самостоятельно разобрались с возникающими трудностями и вынесли определенный урок для себя. Сюжет же «смешанных» сказок, в которых действуют антропоморфные герои, обязательно завершается воссоединением героя и героини, свадьбой.
То есть «мужские» сказки отражают мужские стратегии поведения, отношение к жизни, уроки, а «женские» - женские. «Смешанные» же сказки повествуют о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.
Поэтому для нас важны все три группы сказок. Осознание себя как мужчины или женщины является предтечей гармоничного сочетания в будущем.
Самыми популярными сказками для мальчиков есть «Три поросенка» и «Колобок». В них обнаружен важный для мужчины архетип Борьбы. Причем если в «Трех поросятах» показан успешный сценарий победы над превосходящим силой противником, то в «Колобке» (где дополнительно актуализирован архетип Дороги) содержится важное предупреждение о том, при каких условиях можно потерпеть поражение. Фактически на этих незамысловатых историях можно объяснить мальчику типологию противника, лучшие сценарии борьбы с ним. В противостоянии с одним противником нужна сила, с другим - блеф, с третьим - осторожность и предусмотрительность, с четвертым - хитрость, с пятым - надежная команда и т.д.
Сказка о братьях-, несмотря на кажущуюся простоту, содержит три важные для мальчика идеи.
Во-первых, соотношение принципов удовольствия и реальности. Ниф-Ниф и Нуф-Нуф умеют радоваться жизни, наслаждаться моментом, находить радость в мелочах. Наф-Наф обладает здоровой прагматичностью. Для мальчика, мужчины важно найти внутри себя оптимальное соотношение принципов удовольствия и реальности, гибко определить меру согласно текущему моменту. Во-вторых, представление о враге и безопасность.
Исторически человек несет функцию защитника. Способность собирать информацию о враге, строить стратегию борьбы с ним или защиты от него чрезвычайно важна для формирования мужественности. Источник безмятежности Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа не в стремлении гулять и веселиться, а в неправильном подходе к сбору информации о противнике. И это обстоятельство характеризует их как плохих стратегов. Но вот вопрос: как собирал информацию о Волке Наф-Наф? Он принимал на веру слова старших или провел собственное расследование? В любом случае, зная противника, он обеспечил собственную безопасность. Так, в сказке содержится важная для мужчины информация: прежде чем расслабляться, обеспечь безопасность.
В-третьих, стратегия борьбы с врагом. Как боролись с Волком поросята? Они бежали. Привело ли это к успеху? Нет, бегство раззадорило Волка. Вывод напрашивается сам собой: бегство от противника неэффективно в тех случаях, когда врагом является Волк. Такой тип вряд ли пойдет на сделку, он не успокоится, пока не будет свергнут или увидит, что ему противостоит мощная сила. Что это дает нашим поросятам? У них есть варианты: либо убить волка, или обратиться за помощью к более сильному (например, медведю). Они выбирают первый путь и придумывают хитрый план. Получается, что сказка символически транслирует мальчику знание стратегии и тактики успешной борьбы с противником. Крепкое убежище, объединение сил, фактор удачи, использование собственного превосходства и слабых сторон противника - вот залог их успеха. Все, что мальчик запоминает в детстве, накладывает отпечаток на его взрослую жизнь. Все ранние знания о жизни «упаковываются» в некие модели, с помощью которых можно объяснить мир. И в первую очередь мальчик выделяет те модели поведения, которые помогают добиться успеха. Если он видит, что побеждает сильнейший, а над слабым потешаются, он будет стараться «качать мускулы». Если он видит, что побеждают хитрые, он будет совершенствовать свое искусство обмана. Если он видит, что лидирующее положение занимает умный, он будет стремиться развивать собственные интеллектуальные потенциалы. Стремление доказать всем и самому себе свою мужественность, право на существование обусловлено архаической природой мужского начала. Мальчик видит, как ведут себя люди вокруг него, отмечает, успешны они или нет, анализирует, стремится объяснить причины неудач и успехов. Прекрасно, если рядом с ним будут опытные наставники, которые расскажут (используя истории, мифы, легенды и сказки) о стратегии достижения успеха, о типах противников и специфике борьбы с ними, о том, как находить меру в удовольствиях и повинностях. Тогда у мальчика будет сформирована «библиотека» моделей успешного поведения.
Поэтому в процессе развития и воспитания мальчика важно показать ему больше «мужских» моделей. Мальчики и сами их жадно впитывают: смотрят боевики (современные «мужские» сказки), занимаются спортом, тянутся к познанию «мужских» форм проведения досуга. Они стремятся попробовать свои силы и создают ситуации угрозы собственной жизни. Мужское начало целенаправленно требует риска, проверки собственных сил, сферы дополнительной активности, приключений.
Для мальчика важно иметь все атрибуты социального успеха:
принятие со стороны сверстников;
желательно занимать, если не лидирующее, то заметное положение;
иметь успех у девочек;
иметь деньги и собственную территорию.
Задача психолога, воспитателя, педагога и родителей - рассказать о конструктивных средства достижения этих благ. Здесь на помощь приходит обсуждение «мужских» сказок. Причем для мальчика ценность сказочной истории становится очевидной тогда, когда он видит ее прикладное значение. Поэтому психологу, педагогу, воспитателю часто приходится в работе с мальчиками интерпретировать сказки, мифы и легенды с прагматической стороны, выделяя стратегии успеха и соотнося их с реальностью.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Сказкотерапия ДЛЯ ЖЕНЩИН, маленькие и большие
Давным-давно наши мудрые предки разделяли методы воспитания девочек и мальчиков. У мальчиков развивали мужество, а у девочек - женственность. Наиболее популярными «женскими» сказками являются «Красная Шапочка», «Маша и Медведь», «Крошечка-Хаврошечка», Золушка »и т.д. Если в «мужских» сказках не всегда присутствуют женские образы, то у всех «женских» сказках обязательно мужской персонаж. Героине приходится либо строить с ним отношения, вступая в борьбу («Красная Шапочка», «Маша и Медведь»), или готовить себя к счастливому браку («Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Золушка»). Мечты, действия женских героинь обязательно обращены к мужчине (за исключением, пожалуй, мифологических амазонок). Это неудивительно. Принципы Любви, продолжения рода, основные для женщины, не могут быть реализованы без участия мужчины. Фактически все "женские" сказки помогают девочке постичь смысл женственности и тайну, вариации взаимоотношений с мужем.
Начнем с того, что почти в каждой «женской» сказке есть определенный набор задач для героини.
Во-первых, она должна перебрать семена (мак, просо, чечевица, горох и т.д.). Во-вторых, прибраться в доме или выполнить задание, что требует от неё хитрости, сообразительности, а не применения физической силы. Мы знаем, что в этих простых задачах действительности зашифрованы основные женские навыки, поэтому можем последовательно разобраться в их символизме.
Что же означает перебор семена? Здесь имеет место тонкий символизм женской избирательности. Одной из важнейших задач женщины в древности был выбор достойного партнера, способного дать здоровое, сильное семя для продолжения рода. Женщина должна была взять множество мужчин, иначе говоря, «множество семян», чтобы выбрать лучшего. Поэтому тонкий символический смысл, урок первой задачи героини такой: перебирая семяна, выбирай достойного, выбирай лучшего.
Что нам дает это знание для процесса воспитания девочки? Очень многое. Первое, чем мама, воспитательница, педагог должны учить девочку, это умению выбирать для себя ЛУЧШЕ. А выбор лучшего тесно связан с умением слушать себя.
Итак, мудрая мама говорит дочери: "Ты красивая, твое доброе сердце бьется ровно и спокойно. Ты растешь и радуешь своей улыбкой весь мир. Моя маленькая принцесса, у тебя достаточно сил, чтобы быть счастливой, любить и быть любимой. Все, что задумаешь ты с любовью, обязательно сбудется. А горе-беда обойдут тебя стороной. А если и случатся над твоей головой дождь и гроза, вся природа, весь окружающий мир протянет тебе руку помощи. Принимай помощь с любовью, этим ты отблагодаришь своих дарителей. Моя маленькая принцесса, я и весь мир любим тебя. Придет время, ты станешь дарить свою любовь и тем, кто будет дорог твоему сердцу. Не бойся любить, чем больше ты отдаешь, тем больше получаешь взамен. Слушай свое сердце, и оно подскажет тебе того, кто должен быть рядом с тобой. Это будет достойный, любящий тебя преданный тебе человек. Ты обязательно выберешь его среди множества других. Как, перебирая крупу, ты отделяешь грязные, черные, некрасивые крупинки от хороших, так ты выберешь тех, кто достоин быть рядом с тобой. Моя маленькая девочка, ты рождена для того, чтобы быть счастливой ".
Символизм второго женского урока (уборка дома) - это способность женщины создавать вокруг себя комфортную среду, где бы она чувствовала себя защищенной. Среда, в которой ее Сила не вытекает, а умножается. В более поздних переводах известных сказок («Золушка», «Белоснежка» и др.). рассказывается о том, что героиня все работы в доме делает сама. Фактически более поздние, искажены, переводы сказок передают девочке идею о неизбежности домашней работы, почти «до седьмого пота». Однако, в большинстве «неискаженных» дидактических переводах сказок героиня мало что делает сама, своими руками. Ей помогает весь окружающий мир: начиная от «бабок-нянек» и заканчивая мурашками.
Это не значит, что на самом деле девочка должна быть лентяйкой, вовсе нет. Тонкий урок сказочного уборки дома в другом. Девочка должна научиться создавать вокруг себя комфортную среду, а также принимать помощь. Необходимо помочь девочке развить в себе умение чувствовать комфортное гармоничное состояние на всех уровнях: физическом, эмоциональном, ментальном и духовном.
Поэтому вместо слов: «Немедленно собери свои игрушки!" Или "Приберись, наконец, в своей комнате!", Мудрая мать, воспитательница, педагог говорит совсем другие слова. Например, такие: «Солнышко, присядь, прислушайся к себе. Разве тебе удобно и приятно находиться в комнате, где разбросаны вещи и игрушки? Разве ты чувствуешь себя настоящей хозяйкой, когда вокруг тебя грязь и все лежит некрасиво, не на своих местах? Ты такая красивая, и красота должна окружать тебя. Давай вместе сделаем так, чтобы вокруг было красиво. А потом постепенно ты научишься это делать сама. Поверь, все, что внутри, то и снаружи. Пусть твоя красота, как в зеркале, отразится и в твоей комнате ».
Мы рассмотрели только два женских урока, хотя их гораздо больше. Кажется, что они просты по сути. Но оказывается, для того чтобы развить в себе эти женские качества, требуется более внутренняя, чем внешняя работа.
Конечно, вы можете спросить, а зачем девочке надо учиться выбирать лучшее для себя? Зачем нужно учиться создавать вокруг себя комфортную среду? Мы, сказкотерапевты, отвечаем: чтобы не расплескать, поддерживать, чувствовать, принимать, дарить энергию Любви.
Именно Любовь является основой Женственности. «... Часто вижу женщин, которые выплескивают свою любовь на мужчин, которые ими не дорожаь ... И божественная любовь и дело превращается в черную боль. Тогда женщины, чтобы жить дальше, делают себе «заморозку» сердца и называют это «опытностью», - говорит писатель С. Селихов.
Именно эта «заморозка сердца» является причиной появления на социальной арене «многотиражной» «ложной» женщины. По большому счету, именно «заморозка сердца» является причиной обращения женщины к психологу. Проблемы с ребенком, с любимым, с близкими родственниками, с партнерами по бизнесу - все это социальные проявления женской мифологемы Холодного Сердца. Образ «Снежной Королевы» постепенно превращается в социальный эталон, чуть ли не в требование к женщине.
Какие же «инструменты» для «заморозки»? Можно выделить четыре основных инструмента.
Во-первых, это культивирование прагматических ценностей в ущерб ценности Любви. Девочку косвенно (а иногда и прямо) учат использовать других людей, особенно мужчин, с целью обеспечения себе лучшей жизни. Фактически это обучение изящным манипуляциям, обману. Используя манипулятивные технологии, женщина может довольно быстро сделать карьеру, улучшить материальное положение. Но она не находит покоя внутри себя, потому что не чувствует любви. Достаточно вспомнить «Сказку о рыбаке и рыбке» и увидеть, что женская манипуляция, хотя и дает материальные блага, не дает удовлетворенности и гармонии.
Второй инструмент для «заморозки сердца» - это страх. Страх быть отвергнутой, страх неразделенной любви, страх предательства, страх одиночества. Женские страхи многолики, и если женщина не будет с ними бороться, не научится понимать их источник, в ее сердце вместо любви поселятся страх и зависть.
Третий инструмент для «заморозки сердца» - это подмена чувство Любви объектом любви. В женском сознании получил довольно широкое распространение миф о том, что источником любви является внешний объект. В основном человек. Принц поцелует Спящую Красавицу, и она проснется, полюбит. Появление человека, его действия по отношению к женщине являются основными условиями для возникновения любви. И это - трагическая ошибка.
Женственность - это огромный резервуар Любви. Появление внешних значимых объектов - мужчины, ребенка, близких людей, животных - придает Любви направление, ускорение, особую окраску, эмоциональную насыщенность. С появлением значимого объекта переживания любви внутри женщины обостряется. Обострение похоже на символическое пробуждение Спящей Красавицы. Вот это обострение и воспринимается как сама Любовь. Теперь значимый воспринимается как носитель Любви. Все прекрасные переживания любви связываются только с ним. Так происходит подмена: как источник любви воспринимается не внутреннее ощущение женственности, а человек (или ребенок, отец, домашнее животное, предмет и др.).. Женщине кажется, что с уходом источника пройдет и Любовь. Она ожидает от своего «источника Любви» постоянства, а также действий, направленных на поддержку Любви. Эта ошибка женщины приводит к тому, что она обязательно разочаруется во внешнем источнике любви, особенно если это внешний источник, объект любви - мужчина.
Четвертый инструмент для «заморозки сердца» - это культивирование во внутреннем пространстве боли, обиды и вины. К сожалению (или к счастью?), В жизни женщины многое складывается не так гладко, как ей мечтается. Как реакция на обманутые ожидания появляются боль и обида. И многие привыкают к переживание обиды и боли. С другой стороны, от женщины окружающие часто требуют слишком много и любви, и внимания, и успехов, и правильных поступков. Но нормальная девочка, девушка, женщина не всегда может справиться с объемом обязательств и повинностей. И тогда родители, учителя, мужчины, дети, коллеги по работе - словом, весь мир делает все возможное для «процветания» во внутреннем пространстве женщины чувство вины. И она к этому тоже привыкает. А привычки, как известно, устойчивы. И приходит момент, когда женщина, если не почувствует хотя бы раз в день обиду, боль или вину, уже не чувствует, что живет. Она становится не источником Любви, а источником боли, обиды и вины для других людей.
Как же сохранить сердце живым и полным любви? Как не превратиться в Снежную Королеву? Как рассказать девочке, девушке, женщине о её уникальном женском пути? Для этого, к счастью, написано много хороших (терапевтических) сказок.
Терапевтические сказки для воспитания характера
|