6 ошибок, которых можно избежать |
1. Высокая требовательность, или Должен ли ваш ребенок быть лучшим
Успехи сына или дочери удовлетворяют вас редко. Может, вы слишком требовательны? Вместо того, чтобы поощрять ребенка добросовестно выполнять все, за что берется, убеждаете его, что он должен быть лучшей. А это занижает самооценку ребенка, который переживает, что подводит родителей. Хвалить ребенка нужно за усердие, а не за результат, чтобы укрепить его веру в собственные силы и поощрить к работе.
2. Подавление эмоций и чувств, или Мальчики не плачут
Детей часто убеждают в том, что переживание негативных эмоций (злость, разочарование, недовольство, сострадание и т.д.) - это нечто почти неприличное Советы (или приказы) типа «Парни не плачут» (ибо не должны проявлять слабость) или «Не сердись» (так не приходится) подавляют естественные чувства, а это негативно влияет как на эмоциональное развитие, так и на здоровье ребенка. Объясните ребенку, что каждый человек переживает в зависимости от обстоятельств, различные чувства, из которых одни приятные (радость, любовь), другие - нет (грусть, разочарование и т.п.)., И это вполне нормально. Делитесь своими впечатлениями («У меня сегодня был досадный случай на работе ...»).
Ребенок должен знать, что взрослым тоже бывает стыдно, неудобно, они сердятся и теряются ...
Если ребенок чего-то испугался, не убеждайте его, что это не страшно или не болит, когда он, например, ушиб колено («Перестань, это же не болит!"), Потому что в конце концов ребенок решит, что его чувства ничего не значат .
3. Много опеки ежедневно, или Сделаю это за тебя
Часто родственникам кажется, что они должны защитить ребенка от боли и разочарований, которых когда-то испытали сами. Выручая ребёнка в разных ситуациях, вы лишаете ребенка возможности приобрести жизненный опыт, поучиться на собственных ошибках, чем подсознательно убеждает ребенка, что он не способен справиться сам.
Чаще позволяйте детям проявлять инициативу и самостоятельно делать выбор (конечно, в меру его возможностей). Скажем, малыш хочет пить из этой, а не с другой чашки, - уступите ему.
4. Чрезмерная дисциплина, или Дети и рыбы не имеют голоса
Каждый ребенок, даже самый маленький, имеет право на собственное мнение, речь не идет о том, чтобы уступать малышу, если ему захочется выйти, например, на мороз раздетым. Однако не стоит настаивать на своем только потому, что вы взрослые (и знаете все лучше) или раздражены. Скажем, вы возвращаетесь вечером с работы, а в раковине полно грязной посуды, хотя договорились с сыном, что он помоет, не заявляйте категорично, что не позволяете ему неделю садиться за компьютер, хотя бы потому, что не сможете проконтролировать выполнение такого наказания .
• Не запрещайте ребенку ничего под влиянием эмоций, потому что вместо того, чтобы разрешить конфликт, вы только его углубите.
• Не разрешайте подобные вещи, которые можно проконтролировать. Если дочь вернулась поздно, не заявляйте, что теперь в течение месяца не будете выпускать ее из дома, потому что это не реально. Лучше дать ребенку возможность выбора: или она придет вовремя, или следующую субботу действительно будет сидеть дома.
• Внедряйте дисциплину, чтобы учить, а не вымещать на ребенке злость или стресс.
5. Брак последовательности и решительности, или Не бросайте слов на ветер.
Это самая распространенная ошибка родителей. Ребенок теряется и в конце концов, не зная, чего от нее все же хотят, начинает вести себя так, будто испытывает предел выдержки и толерантности.
• Не оправдывайтесь нехваткой времени или стрессом. Если что-то запрещаете («По магазинам не бегают», скажем, «В следующий раз останешься дома»), обязательно добивайтесь выполнения запрета.
• Соблюдайте слова - любой ценой выполняйте обещанное.
6. Противоречивые указания, или "А папа мне разрешил ..."
Очень важно, чтобы во всех воспитательных вопросах родители действовали заодно, потому что дети склонны манипулировать противоречиями, оправдывая своё непослушание.
• Надо обсудить спорные вопросы без присутствия ребенка и прийти к единому мнению относительно его воспитания.
• Если не можете согласиться в каких-то вопросах, можно обратиться к специальной литературе по этому поводу и выработать общее решение.
|