Раннее развитие малыша по методике Домана-Маниченко |
Раннее развитие малыша по методике Домана-Маниченко
Какое это счастье – умный, любознательный, радостный малыш! Сегодня воспитать его таким под силу каждому родителю. Главное – знать, как это можно сделать легко и с удовольствием.
Вы наверняка замечали, что малыш очень быстро впитывает все новое, и ему просто необходимо море новых впечатлений и эмоций! Дело в том, что наиболее эффективно развитие и обучение малыша происходит в период интенсивного развития функций головного мозга, и особенно в первые три года. В первые шесть месяцев после рождения мозг достигает уже 50% своего взрослого потенциала. К трем годам структуры мозга формируются, рост завершен на 70-80%, а к восьми – практически закончен, и поэтому эффективность обучения стремительно падает.
Таким образом, чем младше ребенок, тем лучше он усваивает информацию. Как же происходит развитие головного мозга? С рождения до трёх лет в мозге усиленно формируются связи между нейронами. Чтобы такие связи формировались, нужно дать мозгу пищу – информацию, факты. Обучение стимулирует активность мозга, и ребенок, получая все новую и новую информацию, стремительно развивается и интеллектуально, и физически. Чем больше фактов, тем больше связей. Чем больше связей, тем быстрее и гибче мышление человека. Тем выше его интеллект! Вот такая простая формула! Причем информация для ребенка – это не желание или возможность, а необходимость. Занимаясь с ребенком с раннего возраста, мы расширяем его информационное пространство и даем ему возможность удовлетворить его безграничные потребности в знаниях об окружающем мире. Но раннее развитие – это не цель, а средство, позволяющее воспитать личность, способную добиться успеха во многих областях деятельности.
Поэтому в последние годы большее количество мам и педагогов осознали необходимость раннего развития интеллекта. Именно в раннем возрасте мы можем помочь ребенку легко и радостно познавать мир, и не воспользоваться этим моментом было бы большим упущением.
Методика Домана сейчас уже известна достаточно широко, однако многие думают, что она заключается только в показе малышу карточек с картинками и подписями к ним. Это далеко не так. Глен Доман стремился к всестороннему, гармоничному развитию ребенка, которое включает в себя его физическое развитие, развитие его интеллекта, а также изобразительных и музыкальных способностей. Физическому развитию он уделял большое внимание, предлагая специальную программу упражнений, направленную на развитие мануальных навыков, вестибулярного аппарата и двигательной активности, а интеллект малыша лучше всего развивать путем обучения чтению, математике, знакомства с окружающим миром.
Чем привлекательна методика развития интеллекта Домана-Маниченко? Она предлагает конкретные способы развития интеллекта малыша, заключающиеся в обучении чтению, математике, энциклопедическим знаниям, творческих способностей. Занятия привлекают короткими, 5-тисекундними, уроками, во время которых малыша не надо заставлять сидеть. Эти уроки можно проводить в любом, комфортном для ребёнка месте. Основная цель таких коротких занятий на начальном этапе - формирование интереса и любви к самому процессу обучения.
Обучение чтению идёт целыми словами, а не по слогам. Такой метод обучения позволяет миновать послоговой этап проговаривания слов, выйти в скорочтение и даже в скоромыслие (ведь ребёнок будет читать не со скоростью говорения, как мы с Вами, а со скоростью мысли). Более того, чем младше ребёнок, тем проще процесс обучения даётся как ему, так и родителям. В год научить читать ребёнка легче, чем в два. А в два легче, чем в три и т.д. Все дети уже к первому году жизни начинают произносить свои первые слова, а к двум-трём годам демонстрируют великолепные успехи в овладении родным языком. Чтение, по Глену Доману, - это не что иное, как обучение большому количеству фактов, называемых словами. Ребёнок учится читать не с буквы, не со слога, а с целого слова, а просмотр большого количества слов и великолепные способности ученого позволяют ему самостоятельно прийти к понятию «буква» и в дальнейшем самому читать и незнакомые слова.
С математикой малыш может познакомиться путем обучения натуральной математике, что развивает его способность воспринимать количества предметов, не пересчитывая их. Эта способность достигается путём формирования панорамного зрения, а отчётливое панорамное зрение достигается, в свою очередь, путём показа карточек с красными кружками, количество которых варьируется от 0 до 100. Но занятия математикой привлекательны не только этим, они важны формированием навыков устного счёта. Именно эти аналитические операции и способствуют мощному развитию интеллекта малыша, развитию левого, «академического» полушария мозга.
Знакомство со Знаниями об окружающем мире, организованными системно, так что их вполне можно назвать энциклопедическими знаниями, также происходит весело и интересно. Малышам нужны короткие факты, а связь между ними они найдут сами. Эти факты представлены перед ребёнком в виде иллюстраций, фотографий, рисунков. Они несут определённую визуальную и аудиальную информацию и, как кирпичики, укладываются в строящееся здание интеллекта малыша. Эти занятия принесут Вам и Вашему малышу истинное удовольствие от общения и новых открытий!
Наряду с известностью методики Домана в чистом виде у нее обнаруживают ряд недостатков, которые в полной мере были учтены и доработаны А.А. Маниченко, поэтому методику в том виде, как ее представляет компания «Умница» (г. Челябинск), называют методикой Домана-Маниченко. Давайте рассмотрим некоторые из таких моментов:
1. Многие после прочтения книг Домана, вдохновившись его идеями, начинают изготавливать карточки со словами и собирать информацию о битах интеллекта (фактах об окружающем мире) самостоятельно, однако быстро устают от постоянной подготовки к занятиям. Наверное, именно поэтому часто говорят, что система Домана требует от матери полного самоотречения и посвящения себя обучению ребенка. Именно этот трудоемкий процесс взяла на себя компания «Умница», которая не только подготовила комплекты карточек для показа – как в бумажном варианте, так и в компьютерном (причем имеется довольно солидная база по битам интеллекта – вот уж действительно энциклопедические знания!). Кроме этого, на обороте карточек со словами есть дневник занятий, который позволяет маме фиксировать уже пройденные слова и словосочетания, а на карточках с точками есть подборка математических примеров для показа малышу, - все это значительно облегчает подготовку к занятиям.
2. Считают, что в системе Домана ребенок является пассивным объектом обучения: ребенок сидит, а мама одну за другой показывает карточки, сообщая при этом определенные сведения. Это далеко не так – показ карточек ребенку в раннем возрасте должен быть активным. В пособиях Маниченко подробно расписаны не только игровые формы показа карточек, но и игровые формы диагностики знаний. Разбросав карточки, можно доползать от одного слова до другого, можно прятать и находить карточки в разных местах и т.д. И обязательно предоставляйте возможность крошке пощупать, потрогать, попробовать на вкус карточку. При этом ребенок являются ведущим: необходимо прекратить занятие или проверку ДО того, как это все наскучит ребенку. Само занятие становится для мамы и малыша еще одним поводов для общения!!!
3. Мнение, что малыша нагружают фактами (делают из него "ходячую энциклопедию"), но не учат думать (использовать полученные знания) – также не до конца справедливо. Во время коротких занятий малыш действительно получаем массу информации, однако кто запрещает после этого еще раз рассмотреть те же картинки, обсудить какие-то факты, найти взаимосвязи, поиграть реальными предметами – просто пообщаться с малышом «по пройденной теме»? Если использовать уже готовый материал и четко организовать занятия (а «работу» мамы действительно можно сравнить с работой менеджера!), то возможности поиграть и побегать точно появятся – было бы желание!
4. Есть еще один взгляд о том, что вся методика Глена Домана - это один большой комикс, построенный по принципу – картинка-подпись, и дети, привыкшие так воспринимать информацию, просто не смогут потом слушать текст без картинки, им на каждое предложение нужна будет картинка. Однако опыт занятий с малышами по методике Домана-Маниченко, а также их последующее обучение показывает, что дети умеют быстро читать, и также быстро мыслить, и способны воспринимать информацию любого объема достаточно качественно, что им значительно поможет при обучении в школе и вузе! Читая книжки, сделанные по методике Домана, ребенок выходит в беглое и понятийное чтение. А картинки-иллюстрации всегда использовались при обучении для наглядности. В пособии «Букварь с пеленок» есть книжки-листалки, в которых представлен только текст, а смысл ребенок может понять не из картинок, а из действий, описанных в книжке, а это может быть потешка, пальчиковая игра, или шагалка.
5. Упрекали Домана и в том, что его методика хороша только для американского менталитета и действительности. Это уже сложно сказать о методике Домана-Маниченко, которая является, можно сказать, переложением Домана на русскую почву и значительной его доработкой. В ней представлен русский фольклор, который издревле считается лучшим средством для развития малыша, а также учтены особенности русского языка при изготовлении карточек и описании работы с ними (есть карточки с окончаниями, суффиксами и пр.).
Кроме этого, необходимо помнить, что методика развития Домана – это методика развития ИНТЕЛЛЕКТА, поэтому только ее использовать для гармоничного развития ребенка НЕДОСТАТОЧНО! Вот почему многие педагоги твердят – и мы абсолютно с этим согласны – что ребенка надо развивать образно и эмоционально! Ранее развитие никак не исключает игру с малышом, прогулки, беседы. Именно через игру малыш познает окружающий мир. Поэтому используйте все возможности играть с ним, говорить, показывать на улице цветочки-бабочки, снег, рисовать, петь, танцевать, лепить бабу снежную, валяться и дурачиться…
Вот и в компании «Умница» развитием интеллекта малыша не ограничиваются, а предлагают возможности для развития его художественного вкуса, воспитания важных черт его характера и избавления от капризов с помощью особенных сказок, показывают, как можно общаться с ребенком, который еще не говорит, но уже хочет Вам что-то сообщить…Обо всем этом мы рассказываем на курсах «Развитие интеллекта с пеленок» и «Воспитание характера сказкой». Курсы помогли многим родителям по всей России не только научить ребенка беглому чтению и устному счету, но и развить память, самостоятельное логическое мышление, стремление к активному познанию мира. После прохождения курса Вы обретете опыт, бесценный для общения с ребенком, и посмотрите на него другими глазами.
Расскажем немного об авторе методики Андрее Александровиче Маниченко:
Он педагог, психолог и основатель компании "Умница». Андрей Александрович начал работу в области раннего развития детей по методикам Глена Домана более десяти лет назад. Это явилось логическим продолжением долгого пути, поисков и накопления опыта. 20 лет в школе в качестве учителя русского языка и литературы,
- факультет подготовки руководителей школ при Челябинском пединституте,
- опыт руководящей работы в крупнейшей школе ЮУЖД – 3 года заместителем директора по учебно-воспитательной работе,
- постоянный творческий поиск, организация экспериментальных площадок, создание новых учебных курсов для школьников «Развитие интеллектуальных умений и навыков, РИУН», «Развитие творческого мышления, РТМ»,
- с осознанием роли психологии в развитии личности ребенка пришла необходимость получить второе высшее образование в Международной Академии Психологических Наук (г. С. Петербург), научная работа высокого уровня под руководством академика Н.Н. Обозова и упорные занятия по 16 часов в сутки привели к диплому с отличием за полтора года вместо положенных трех,
- принятие в действительные члены общественной профессиональной ассоциации ученых 28-ми стран «Балтийская педагогическая академия», Отделение практической психологии, выступления на Всероссийских конференциях школьных психологов, признание коллег со всей страны.
Когда в 1995 году в руки Андрея Александровича попала книга Домана «Как научить ребенка читать», ее читал опытный педагог и психолог, известный далеко за пределами региона. Взгляды американского врача и русского психолога совпали удивительным образом: Доман подвел научно-экспериментальную базу под то, что Маниченко уже «нащупал» интуитивно. Ведь идеи раннего развития уже были им опробованы на собственных детях!
Выбирая лучшие приёмы и методы, он определял, чего не хватает методике, искал новые, более совершенные формы занятий, дополняющие карточки. Он переработал и адаптировал методику обучения чтению для русского языка – самого богатого языка мира. Методика Домана-Маниченко основана на игровых микроуроках и позволяет комплексно, гармонично развивать малыша по всем направлениям: память, речь, мышление, моторика, восприятие, внимание, воображение, приёмы деятельности. Разработаны и предложены родителям варианты занятий с малышами разных возрастов и темпераментов.
Так был дан достойный ответ российского педагога, психолога западному опыту применения методики Домана.
По методике Андрея Александровича Маниченко Ваш ребёнок может учиться читать, считать и говорить одновременно. И получится это у него удивительно легко. Уже свыше 60 000 счастливых семей оценили её достоинства!
Ваш ребёнок индивидуален и не сравним ни с кем. И только Вы лучше всего понимаете, что ему необходимо. Если он голоден, Вы накормите его, если плачет – утешите. Но достаточно ли этого, чтобы максимально развить то, что в него заложила природа? Что сделать, чтобы Ваш ребёнок получил больше возможностей (умений, навыков, знаний), но по сравнению с самим собой, а никак не в сравнении с другими малышами?
Вы наверняка замечали, с каким интересом и скоростью малыш впитывает всё новое. Как много положительных эмоций и радости он испытывает, когда Вы играете с ним! Так зачем же ждать, пока ребёнок вырастет? Любите и занимайтесь с ребёнком в лёгкой игровой форме, с первых дней!
Специально для маленьких разработана современная эффективная методика обучения Домана-Маниченко.
- Это обучение с рождения в игровой форме, удобной для мамы и малыша.
- Это близкое общение с ребёнком и минимум времени на подготовку.
- Это индивидуальный подход к каждому малышу.
Новые возможности ребёнка по методике Домана-Маниченко
1. Ребёнок – активный объект обучения. Он подвижен, деятелен. Короткие занятия проводятся в игровой форме, в движении, в своём индивидуальном ритме обучения. Сначала малыш играет с мамой, а в дальнейшем активность малыша принимает инициативный, творческий характер - он самостоятельно ставит игровые цели, и ищет нужные способы решения игровых задач.
2. Обучение только в игре. Малыши читают, считают, развивают логику, играя. Ведь игра для ребёнка – основной способ познания мира. Когда малыш играет, его мозг активно работает. Игра – самый весёлый метод обучения. Каждая карточка любого комплекта методики Домана-Маниченко – это, в первую очередь, развивающие игры.
3. Комплексная система обучения чтению.
На начальном этапе обучения занятия с комплектом «Система развития интеллекта» выводят малыша в чтение. Показывайте малышу карточки со словами комплекта «Чтение с пелёнок», эмоционально озвучивайте, хвалите кроху. Играйте с малышом в считалки, мирилки, шагалки, прыгалки комплекта «Букварь с пелёнок», показывайте и выразительно читайте малышу красочные книги-листалки и,…опять играйте.
Для весёлой тренировки навыков чтения разработаны комплекты «Книжная разминка». Малыш учится понимать слова в контексте. Это значительно повышает скорость и качество восприятия текста. Крупный шрифт, раздельное представление текста и иллюстраций, разные уровни сложности обеспечивают эффективные занятия с детьми в возрасте от 6 месяцев до 6 лет.
Увлекательные книжки из серии «Кармашкина библиотечка» тренируют умение бегло читать. Прочные, долговечные книжки будут радовать кроху на протяжении нескольких лет, на каждой странице можно еще и писать, и рисовать волшебным маркером снова и снова!
4. Этот яркий окружающий мир. Яркие, интересные, творческие игры-карточки комплектов «Мир на ладошке» знакомят малыша с окружающим миром. Комплект "100 ЦВЕТОВ" открывает волшебный мир цветов и их оттенков расширяет словарный запас малыша, специальные игровые задания способствуют развитию творческих способностей, формируют нестандартное, креативное мышление ребёнка. Игры-головоломки комплекта «500 игр» развивают логическое, творческое и дивергентное мышление малыша, моторику, воображение, память, внимание.
Дайте малышу неограниченные возможности в жизни - развивайте его интеллект, творческие способности и любите его!
|