Речевое развитие ребёнка. Упражнение на развитие речевого развития |
Подготовка бумажек: кальку или тоненькую бумагу нарезать мелкими кусочками и предложить ребенку дуть на них.
Перекатывание силой выдыхаемого воздуха целлулоидных или ватных шариков на поверхности стола.
Задувания свечи на расстоянии и надувание пузырей на воде (ребенок дует с такой силой, чтобы на поверхности воды образовались пузырьки).
Пускания бумажных и целлулоидных корабликов в миске или в ванне с водой.
Игра «Дуй в бабочку». Взрослый производит бумажную бабочку, привязывает ее к палке, держит у ребенка над головой и предлагает дуть на нее.
«На качелях». На горизонтальной нити прикрепляют разноцветные бумажные фигурки кукол, устраивают «качели» и малыш силой выдыхаемого воздуха раскачивает их.
Можно использовать и такие упражнения, как «рубка дров» с произношением на выдохе «ух-ух», сдувания одуванчика на прогулке «дед или бабка», надувание шариков, детских резиновых игрушек, прокатка карандашей силой воздуха и др..
Во время этих упражнений родителям надо следить за правильным дыханием детей.
В 3-4 года продолжительность выдоха должна обеспечивать произношение фразы в 2-З слова («один, два, три»), в 5-6 лет - в 3-5 слов («один, два, три, четыре, пять »). Продолжительность между выдохом и новым вдохом должна равняться фразе «достаточно, еще раз». Еще до школы родителям необходимо научить ребенка правильно пользоваться речевым дыханием в активной речи; выработать умение говорить плавно, короткой фразой на один выдох.
Длина фразы (предложения) зависит от возраста ребенка. В 3-4 года за один выдох ребенок может произнести 2-4 слова («Лида взяла куклу»), в 5-6 лет - 4-5 слов («Миша взял машину, мяч и мишки»). Взрослым надо следить за тем, чтобы ребенок не поднимал плеч, вдыхал через рот и нос, нельзя предлагать ему «дыши сильнее», в таком случае речевое дыхание нарушается.
Упражнения для гимнастики языка имеют свою специфику в зависимости от звуков, которые следует поставить ребенку. Кроме упражнений, родители могут использовать игры на звукоподражание, такие, как «Гуси-гуси», «Кузнечики», «Пузырь», «воробышек», «Длинноносый журавль», «вороненка». Например, игра «Кузнечики». Лучше объединить в этой игре двух детей. Взрослые изучают слова вместе с ребенком:
Стук, стук, тра-та-та,
Распахнулись ворота,
Выезжаем со двора мы, -
Но, поехали ...
«Кузнечики» встают со стульчиков и «едут» медленным шагом, имитируя топот лошадей: «цок-цок-цок». На слова «приехали» останавливаются и говорят: «Тпру ...». Взрослый дает указание: «Лошади пасутся» - медленно лошадки ходят, говорят «и-го-го».
Родители могут самостоятельно составить и предложить ребенку рассказы с звукоподражанием. В одном рассказе может быть 5-6 звукоподражаний. Рассказывать лучше от первого лица. Например: «Когда я была маленькая, у нас возле дома был большой сад. Вечером я всегда любила сидеть в саду с моей бабушкой. В саду тихо, только слышно, как ветерок листвой шелестит: «ш-ш-ш-ш». Иногда пролетит птица: «шух-шух», а мне кажется, что это змей Горыныч пожаловал к нам в сад. И я обращаюсь к бабушке с просьбой рассказать мне сказку. А утром я сама гуляла по саду, слушала пение птиц: «цвиринь-цвиринь», «тех-тех-тех», наблюдала, как пчелы собирали мед на цветах: «дз-дз-дз» ... Однажды я услышала под кустом пыхтение: «пых-пых-пых», наклонилась и увидела ежа ...».
После рассказа предлагают ребенку повторить звукоподражание.
Дошкольники любят шуточные стишки с повторениями отдельных составов:
Язык вверх - ша, ша, ша;
Наша Маша в лес пошла.
Язык вниз - са, са, са;
Укусила нос оса.
Жа, жа, жа - мы увидели ужа.
Жу, жу, жу - по поляне хожу.
Жи, жи, жи - мне помоги.
Жи, жи, жи - острые ножи.
Ра, ра, ра - высокая гора.
Ру, Ру, Ру - хлеб я беру.
Ар, ар, ар - загудел комар.
Ор, ор, ор-растет мухомор.
С детьми старшего дошкольного возраста (6-й и 7-й годы жизни) целесообразно изучать скороговорки на те звуки, которые ребенок произносит нечетко. Например, скороговорки на звуки з, с, ш, ч, ж.
«Семен вез сено»
«Старшему сыну сшили синие штаны»
«Золотые желуди совсем пожелтели».
На звуки р, л:
«Орел на горе, перо на орле»
«Белые бараны играли на барабане»
«На дворе трава, на траве дрова, раз дрова, два дрова, три дрова»
«Летел перепел перед перепелкой, перед перепелятами»
«Аист, аист, летаешь далеко».
Последовательная и систематическая работа с ребенком в семье над формированием звукопроизношения поможет своевременно исправить речевые недостатки, достичь на конец дошкольного возраста четкого произношения всех звуков родного языка.
А. М. Богуш
"Развитие речи дошкольников в семье"
|