Звериное семейство: развитие и воспитание с помощью любимой игры! |
Звериное семейство: развитие и воспитание с помощью любимой игры
Очень многие дети в один прекрасный день заявляют “Я котенок” и начинают требовать к себе надлежащего отношения. Через некоторое время, перепробовав несколько образов животных, большинство малышей идет дальше и включает в игру всю вашу семью: “Ты, мама, медведица, папа – медведь, а я медвежонок”. Можно не обращать на эти игры внимания, можно улыбаться и выполнять требования малыша допрыгать до кухни или полаять. А можно помочь ребенку развить и усложнить его первые ролевые игры и внести в них и развивающий, и воспитательный моменты.
Прежде всего, в этих играх очень просто выучить названия животных, а вернее тройки названий мама-папа-детеныш. Кроме того, малыш легко запомнит, кто из животных прыгает, ползает, летает и сам неоднократно попробует изображать все эти действия. Естественным образом усвоятся и звуки животных, и их предпочтения в еде. Но важно не зацикливаться на кошках-собачках. Поиграйте в улиток, туканов, китов, ящериц, бабочек и других животных. Если зверь малышу незнаком – прежде покажите картинки или фрагменты научно-популярного фильма. И обязательно сходите в зоопарк.
Хотя ребенок и утверждает “Я - котенок”, замечания адресованные котенку (“Ох уж этот котенок, опять все вещи разбросал!”) малыш воспримет легче, чем неприятные слова в свой адрес. Поэтому и договориться таким способом с ребенком проще.
Игры в зверей очень хорошо помогают тренировать навыки произвольного поведения. Для маленького ребенка невыносимо ждать, очень трудно сидеть тихо и неподвижно или передвигаться слишком медленно. Но в игровой форме он будет прикладывать все усилия, чтобы сидеть в засаде, прятаться от хищников или достоверно изображать черепашку.
Вы можете ежедневно проводить веселую зарядку, превращаясь то в одних, то в других животных. Такие упражнения ребенку вряд ли наскучат.
Усложняя сюжеты игр, добавляя необходимые элементы – еду, жилище, окружающую среду, других животных, охотников вы будете активно использовать воображаемые предметы, предметы-заместители и вещи-самоделки. Все это замечательно развивает воображение и творческую активность.
“Вызывайте” нужного персонажа, когда ребенок отказывается что-то делать. Например, ребенок не хочет пить молоко, а котенок хочет. Ребенок не хочет купаться, а белый медвежонок с радостью бежит в ванную.
Дети готовы играть круглосуточно – и не стоит им мешать. Можно собирать разбросанные вещи, вообразив, что это материал для вашего гнезда. И вместо того, чтобы упрашивать ребенка лечь в кровать, позвать его в уютную норку. Но есть и обратная сторона у этой бесконечной игры – воображение ребенка будет работать не всегда так, как вам нравится. Попытайтесь справиться с ситуаций изнутри, не разрушайте игру из-за того, что она пошла не так, как нужно вам.
Наверняка ребенок с удовольствием будет слушать книжки о своих любимых животных (не только художественные, но и познавательные). И если книжка окажется хорошей, большинству детей станет любопытно, о ком написано на других страницах. В период увлечений животными повесьте на стену карту “Животный и растительный мир Земли”, так между делом малыш разберется и в основах географии.
В животных можно играть и на улице. Несколько деревьев вокруг детской площадки легко превратятся в джунгли, в которых ребенок может бегать, лазать, прятаться. А по весенним лужам можно брести, воображая себя нарвалами, путешествующими по северным морям. С такими играми и дальняя дорога покажется короткой. И на остановке можно весело провести время, поджидая добычу – троллейбус.
И в заключение памятка для родителей, как играть в животных. Собственно нет нужды что-то выдумывать, делайте все, что могут делать животные в природе:
- Собирать строительный материал и сооружать нору, гнездо, убежище.
- Добывать пищу (сидеть в засаде и кидаться на добычу, щипать траву, ловить насекомых). Приносить корм детенышам.
- Скрываться от хищников и охотников (красться, затаиться, прятаться)
- Ходить (плавать, прыгать, летать, карабкаться) по своей территории.
- Встречать других, дружественных, животных – наблюдать за ними, взаимодействовать.
- Учить детенышей.
- Действовать в критических ситуациях – лечить раны, спасаться от лесного пожара, мигрировать.
|