В педагогике утвердилось мнение, что человек вырастает такой, какой стал в пять - восемь лет. Поэтому проблема развития умственных, психологических, эмоционально-этических и эстетических качеств детей этого возраста чрезвычайно важна для семьи, педагогических коллективов, внешкольных учреждений, творческих организаций. Не может оставаться вне воспитательного процесса и массовый и популярный средство массовой коммуникации - телевидение.
Как показывает практика, дошкольники и ученики младших классов - сложная зрительская аудитория. Для них свойственны недостаточно развито аналитическое мышление и, наоборот, ярко выраженное эмоционально-интуитивное отношение к окружающему миру. "Дети все равно любопытные ко всему, что их окружает, легко увлекаются самыми разными вещами. На ранних этапах развития ребенок нелегко дифференцирует и хорошее, и плохое. Ее могут развеселить и солнечный зайчик, и грохот банки, привязанной к хвосту собаки. Она с интересом следит за полетом бабочки и за тем, как тот бабочка с оторванными крыльями не может взлететь. Хотим мы того или нет, дети забавляются, и в своих играх, невинных или жестоких, познают мир, познают его стихийно, бессистемно, и от того, кто станет лидером в их играх, зависит, какой будет молодежь за десять лет. Что предлагает телеэфир детям дошкольного возраста? Мы провели небольшой опрос львовян по этому поводу, и большинство из них - от дедушки к внуку - ответили почти одинаково: мультфильмы. Действительно, большинство телекомпаний исчерпывает свои усилия в подготовке программ для самых маленьких зрителей показом мультфильмов. Безусловно, творчество мультипликаторов достойно оценивает детская аудитория. Хорошие фильмы раскрывают детям много познавательного, переносят их в мир сказки или приближают к непростым человеческим отношениям. Многие мультипликационных персонажей надолго остаются героями детского воображения и даже примером для подражания.
Демонстрирует мультфильмы и Львовское телевидение. Редакторы программ для детей внимательно подбирают тематику "мультиков", если нужно, сопровождают их соответствующими пояснениями. Однако мультфильмы - это уже готовая продукция, и ее не улучшишь, не отредактирует. К тому же, украинских мультсериалов, к сожалению, не так много, поэтому нередко телеэкран заполняют фильмы зарубежные.
Любой художественный жанр, мультипликационный кинематограф также, навязывает свою определенную культуру, идеологию, предлагает те или иные человеческие ценности. Известно, что немало "современных" мультфильмов не так столько учат и развлекают детей, как пугают, зомбируют, развращают. Например, любят дети смотреть диснеевские "мультики". И действительно, они мастерски сделаны, зрелищные, яркие; приключения энергичных и всемогущих персонажей крепко держат детей у телеэкранов. Как-то в редакцию написала мама шестилетнего малыша: "Или заметили вы, что почти во всех диснеевских мультфильмах их персонажи стремятся лишь одного - денег. Разумеется, без этого "фетиша" не обойтись, но дети должны знать и о других человеческих ценностях. Как оказалось впоследствии, эти акценты в мультфильмах студии Диснея смотрели и профессиональные телекритики. В частности, в передаче радио "Свобода", посвященной проблемам детского телевидения, журналистка Анна Качкаева отметила: "Три четверти диснеевских рассказов посвящены поискам золота. Люди борются, убивают друг друга ради славы и денег ". Так, казалось бы, увлекательный фильм зомбирует ребенка, пытается повлиять на выбор жизненных приоритетов.
Но даже «идеальные» мультфильмы не заменят «живой» передачи, в которой дети - и наблюдатели, и участники. Редакция программ для детей и юношества Львовского ТВ ведет несколько циклов передач для самых маленьких зрителей. По тематике и жанрам - это передачи познавательные, художественные, развлекательные.
Используя технические возможности телевидения (передвижные телевизионные станции, видеозапись), коллектив редакции старается как можно чаще "переносить" съемочную площадку прямо в детские сады, школы, дома творчества. В привычном для себя среде, в окружении сверстников дети чувствуют себя раскрепощенными, естественно ведут себя перед телекамерой. Никакие декорации в студийном павильоне не заменят живого "натуры", среди которых общаются дети.
Одной из таких "выездных" программ является цикл "Серебряный колокольчик". Передачи записываем в дошкольных учреждениях, на детских игровых площадках. Цель программы - разнообразить познавательные функции дошкольного воспитания средствами телевидения, побуждать детей к творчеству. Во время передач дети обсуждают поступки героев сказок, детских книг, мультфильмов, участвуют в викторинах, демонстрируют свои рисунки, вышивки, другие произведения. Не обходится такое действо без песен, танцев, декламаций. Детское "телевикно" воспроизводит на экране живую, реальную картинку одного дня в детском саду. Такие передачи стимулируют детей к активности, учат культуре общения, в присущей этому возрасту форме развивают нравственные вкусы и эстетические пристрастия. Программу с удовольствием смотрят воспитанники других дошкольных учреждений, в письмах в редакцию они приглашают телевизионщиков к себе в гости и тщательно готовятся к этому событию.
По-новаторски подошли львовские тележурналисты к уже традиционному жанру детской речи - "Вечерней сказки". Большинство телеканалов (и Первый национальный также) не утруждают себя особых хлопот в подготовке таких передач. В течение пяти минут диктор или актер говорит детям о том, как важно быть добрым, умным и вежливым, а дальше-то же "мультик" или, что хуже, фрагмент из него, если передача не укладывается в определенный хронометраж. Во Львове же перед детьми разворачивается целое действо, построенное как детская игра.
Известно, что "детские игры - естественная форма жизнедеятельности ребенка. Поэтому вполне понятно, что именно игровые передачи самый распространенный жанр, рассчитанный на самых телезрителей. Через игру можно научить ребенка много познавательного: "Даже игры желательно наполнять познавательным и научным содержанием, - отмечают педагоги. - Заинтересованность знаниями и искусством, потребность в творчестве, по нашему мнению, вполне возможно привить средствами телевизионной игры ".
Каждая познавательная (и не только познавательная) программа для детей должна выполнять минимум четыре функции: - Заинтересовать ребенка теме; - Поставить перед ней цели; - Показать доступные средства для самостоятельного достижения цели; - Дать ребенку возможность сравнить свои результаты с результатами других детей. Такой программой на Львовском ТВ стало "Встречи с Гномик" из цикла "Вечерняя сказка". Это была многосерийная спектакль-игра. Драматургия цикла была разработана так, что каждая последующая передача будто продолжала предыдущую. Все перипетии спектакля разворачивались вокруг главного персонажа-сказочного Гнома.
Известно, что дети раннего возраста (и не только раннего) не любят прямолинейных поучений, дидактической формы общения. Не очень охотно воспринимают они и своеобразные «лекции», в которых улыбающиеся ведущие рассказывают хотя об интересных вещах, но со своей, "взрослой" высоты. Искать тесного контакта со зрителем, редакция решила: пусть таким посредником будет лицо, которому дети могут доверить сполна. Такой личностью и стал персонаж детских сказок Гномик. Роль исполняла актриса Первого Украинского театра для детей и юношества Леся Войневич.
Каждая "серия" этого цикла имела свою тему, фабулу, место и время действия и т.п.. Сюжет разворачивался динамично, был наполнен "детективными" элементами; приключения Гнома и его друзей (а это участники передачи) непременно заканчивались вопросом: "А что же будет дальше?".
Однако, это лишь представление. А его содержание как раз и имел целью в этой приключенческой, увлекательной форме дать маленьким телезрителям как можно больше познавательного материала из разных областей знаний, выявить их творческие способности, привлечь поделиться с друзьями своими знаниями, решиться выставить перед всеми собственные произведения. Каждой передачи дети и Гномик путешествовали в разные загадочные миры, откуда возвращались уже обогащенные новыми познаниями, опытом, умением.
Например, школьные уроки грамматики вряд ли можно отнести к наиболее интересным. А в передаче Гномик ведет детей в "Мир таинственного слова". По условиям игры, ее участники должны попасть в сказочную солнечную поляну, а привести их туда может "закодирован" текст. С развитием событий становится ясно, что слова в тексте и не закодированы совсем, а ... просто неграмотно написанные. Итак, чтобы не заблудиться в темных лабиринтах, надо знать, как правильно написать слово. Дети сами находят ответы, а Гномик убежден теперь грамматика станет для юных зрителей предметом интересным и отнюдь не скучным. Многие передач цикла были посвящены развитию способностей ребенка. В этом помогали художники, мастера рукоделия, поэты, актеры, специалисты из разных областей знаний, приглашенные на передачу. Таинственными и не без приключений были путешествия в мир природы, истории, географии и т. п.
Авторы передачи удачно выбрали "амплуа" актрисы - Гнома. По замыслу сценаристов, Гномик и сам был не очень опытным во многих жизненных ситуациях. Как и дети. Именно этим и вызвал сочувствие и дружескую поддержку маленьких телезрителей. Дети полюбили этого персонажа, потому что он был таким, как они: что-то умел делать, а чего только учился, нередко ошибался, но смело старался познать жизнь. Маленькие зрители стремились посмотреть и на поделки самого Гнома, поэтому и он должен "развивать" свои таланты. Кстати, актриса очень хорошо работала в кадре, действительно что-то рисовала, лепила, а затем эти работы вместе с произведениями маленьких зрителей оценивали специалисты.
Цикл "Встречи с Гномик" имел большую популярность среди юных зрителей. Редакция активно использовала "закадровое" общения с телеавдиториею: дети получали задание что-то нарисовать, изготовить игрушку, написать стихотворение и тому подобное. Эти работы мы демонстрировали в передачах, а активных авторов приглашали к участию в следующих программах. "Сериал" о Гнома и его друзей настолько захватывал зрителей, что не только дети, но и взрослые посылали в редакцию свои версии следующих приключений телевизионных героев. Многие сюжеты передачи были созданы по письмам зрителей. Названы программы, другие циклы Львовского телевидения убедили журналистов: передачи тогда влияют на духовный мир ребенка, когда творческий коллектив знает этот мир, понимает жизненные интересы, потребности и запросы маленького человека. Такой подход к делу позволяет выработать интересную творческую концепцию, широкую тематическую и жанровую палитру передач.