Прочитайте, папа, прочитайте, мама! |
Что такое сказка? История, рассказанная вам в детстве. Духовное наследие, оставленное нам предками. А еще - способ постижения тайн старины, банк жизненных ситуаций и колодец жизненной мудрости.
Психологи обнаружили, что сказка имеет лечебное действие, и разработали новый метод психотерапии - сказкотерапии.
Сказкотерапия является достаточно древним психолого-педагогическим методом. Знания о мире, философию жизни испокон веков передавались из уст в уста, а также записывались; каждое поколение перечитывало и усваивало их.
Сегодня под термином "сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном воспитании и социальную реализацию человека. Именно поэтому сказкотерапию называют системой воспитания, созвучной духовной природе человека.
Сказкотерапия позволяет обрести чувство психологической защищенности в повседневном мире, дает возможность проиграть основные жизненные ситуации в «безопасном режиме» - посредством сказок. Данный вид терапии позволяет глубже разобраться в себе, активизировать внутренние ресурсы человека.
Сказка - это творчество, доступное каждому человеку.
Важным фактом является то, что некоторые сказки имеют терепевтичий эффект и для детей и для взрослых: читая сказку, размышляя о ней, человек на бессознательно-символическом уровне «запускает» собственные творческие процессы.
Ценной чертой сказок является то, что в их ходе происходит определенная трансформация - слабый герой превращается в сильного, неопытный в мудрого, пугливый в смелого и тому подобное. Таким образом, сказка прекрасно способствует развитию ребенка. Ребенок определенного возраста ассоциирует себя с главным героем и в своем воображении путешествует, борется с чудовищами, побеждает зло, побеждает страхи и проч., То есть «проживает» сказку.
Групповое применения сказкотерапии дает возможность «проживать» сказку в виде игры или спектакля, что способствует не только психическому, но и физическому оздоровлению ребенка. Это мы лучше видим в работе кружка «Кукла и книга»: дети с удовольствием учат сценарий постановки, подбирают героев-кукол, а на досуге экспромтом разыгрывают собственные выдуманные истории для своих героев, которые, по наблюдениям коллег-библиотекарей очень близки с жизненными.
Не таким ли образом дети снимают стресс, душевную боль, а возможно воплощают в жизнь свои замыслы? Вопрос достаточно риторический, учитывая то, как часто мы, родители, останавливаем свою рабочую суету ради ответа на детский вопрос, просто чтобы обнять и наделить улыбкой сына, дочь ...
Очень часто нас спрашивают, какие сказки читать девочкам, а какие - мальчикам. Конечно, и девочкам, и мальчикам нужно читать самые разные сказки. Объявить определенные сказки «мужскими» и не читать их девочкам, наоборот, было бы странно.
В тендерном (половом) отношении все сказки, мифы, легенды, притчи можно условно разделить на три группы:
- «Мужские»: главный герой - мужской персонаж (к таким сказкам можно отнести все мифы и легенды о героях, а также сказки, главные герои которых принадлежат к мужскому полу)
- «Женские»: главная героиня (или героини) - персонаж женского пола;
- «Смешанные»: есть два главных героя обоих полов.
Сюжет «мужских» и «женских» сказок построен таким образом, чтобы герой (или героиня) самостоятельно разобрались с возникающими трудностями и извлекли определенный урок для себя. Сюжет же «смешанных» сказок, в которых действуют антропоморфные герои, обязательно завершается воссоединением героя и героини, свадьбой.
То есть «мужские» сказки отражают мужские стратегии поведения, отношение к жизни, уроки, а «женские» - женские. «Смешанные» же сказки повествуют о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.
Давным-давно наши мудрые предки разделяли методы воспитания девочек и мальчиков. У мальчиков развивали мужество, а у девочек - женственность. Наиболее популярными «женскими» сказками являются «Красная Шапочка», «Маша и Медведь" Крошечка-Хаврошечка », Золушка» »(но не в современной интерпретации), и т.п. Если в «мужских» сказках не всегда присутствуют женские образы, то у всех «женских» сказках обязательно мужской персонаж. Героине приходится либо строить с ним отношения, вступая в борьбу («Красная Шапочка», «Маша и Медведь»), или готовит себя к счастливому браку («Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Золушка»). Мечты, действия женских героинь обязательно обращены к мужчине (за исключением, пожалуй, мифологических амазонок). Это неудивительно. Принципы Любви, продолжения рода, основные для женщины, не могут быть реализованы без участия мужчины. Фактически все "женские" сказки помогают девочке постичь смысл женственности и тайну, вариации взаимоотношений с мужем.
В такой сказкотерапии оказалось множество плюсов:
• развивает фантазию мамы,
• развивает фантазию и речь ребенка,
• хорошо применять, когда глаза устали (например, после работы), когда читать совсем ничего не хочется,
• можно смело варьировать длину сказки в зависимости от количества времени и сил,
• если придумать какую-нибудь смешную сказку, то общий хохот прекрасно снимает напряжение, засыпаешь с улыбкой,
• подобное совместное времяпрепровождение прекрасно сближает всех, кто участвует в этом процессе
• ребенок осознает, что сказка - это не что-то придуманное в одной форме раз и навсегда, а она «живая», все в сказке можно поменять, как того пожелает автор. Нужно только подключить свою фантазию.
Уверена, что многие родители, сознавая и чувствуя проблемы своего ребенка (!), Порой интуитивно сами находят пути их решения (но однозначно только при наличии желания их найти), без обращения к психологам и другим специалистам.
Сказкотерапия - давно испытанный и одобрен как в мире, так и в Украине метод психотерапии. Но распространяется он достаточно медленно. Возможно потому, что мы еще далеки от осознания важности психологического здоровья, возможно, мы, взрослые, полностью переключились на решение ежедневных бытовых проблем, оправдывая себя тем, что материальное благополучие важнее.
А так ли это?
Если обратиться к нашему окружающему миру, вспомнить примеры, с которыми нам приходится сталкиваться: дети с условно благополучных семей, которые прилично одеты, наверное неголодные, знаем, что их родители имеют все необходимые материальные бытовые условия, а дети при всем замкнутые, могут не поздороваться при встрече, а языковой лексикон зачастую далек от высокой морали, а то и нецензурный.
Опять же, если вернуться к практике, следует упомянуть случай: ко Дню Матери библиотека для детей объявила «live-приветствие» для мам: на ватмане каждый посетитель мог оставить рисунок-поздравление или пожелание. Библиотекарей шокировало одно из них: рисунок черным фломастером в виде или пучки колючек, толи ежа с текстом: «хочу пожелать маме, чтобы она меня любила». Однозначно этому ребенку нужно родительское внимание, психолог (неофициально: мать этого ребенка любит заглянуть в рюмку - авт.). Согласитесь, что этот случай единичный, детей, обделенных родительской заботой много.
Кстати, а Вашему ребенку хватает материнского и родительского тепла?
Давайте также взглянем на статистику нашего притворного благополучия:
По данным районного центра «Социальная служба молодежи» по состоянию на 1.01.2010г. в Володимирецком районе насчитывается 407 детей-инвалидов разных медицинских профилей. Из них 103-неврологические болезни, 60 - психиатрические, 63-детская консультация, 50 - Травматология, 44-болезни зрения. Разве для этих детей слово «инвалид» не является психологической травмой?
По данным службы по делам детей РГА в районе на учете находится 64 ребенка - лишенных родительской опеки, 34 ребенка-сироты, 71 неблагополучная семья.
По данным того же районного центра «социальных служб для семьи, детей и молодежи» - 90 семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах.
То, как профилактику роста этой статистики давайте добавим графу «дети, обделенные родительской заботой»!
Жутко читать? Но эти данные следует помнить всегда, понимая, что когда-то в нужную и трудную для детского сознания минуту от нее отвернулись, ее не поддержали, не поняли взрослые.
По результатам мониторинга читательской активности среди школьников-пользователей публично школьных библиотек района дети из неблагополучных и условно неблагополучных (тех, которые не состоят на учете, но условия быта и поведения подпадают под статус неблагополучных) семей меньше читают или не читают вообще художественных произведений, не посещают библиотеку. Внимание родителей к психологическому состоянию детей в этих семьях минимально или отсутствует, иногда имеют место физические надругательства над детьми. И стоит ли говорить о том, что в этих семьях перед сном ребенку читают сказку?
Вроде никто не заинтересован в росте этой статистики, но рядом с нами существует завуалированный мир боли, чувство моральной и физической неполноценности, общественного безразличия, созданный природой и людьми.
Поэтому прочитайте, папа, прочитайте, мама еще раз эти строки, а затем забудьте на часок о будничной жизни, сядьте со своими детьми с книжкой сказок и окунитесь в фантастический мир позитива для того, чтобы выйти из него действительно любящими папой, мамой, мужем, женой ... Человеком!
Людмила Босик,
заместитель директора
Владимирецкого ЦСПШБ по работе с детьми
(Подготовлено с использованием интернет-источников,
опубликовано в газете "Владимирецкий вестник" 23.12.2010р.)
|