Немного о психологии детского творчества (и не только) |
Рисунок - это пробы на бумаге (или на других поверхностях) вынести наружу внутренние переживания и таким образом овладеть собой, или просто рассказать о сокровенном. Именно так работают арт-терапевтические и проективные методы в психологии. Рисунок - это всегда и язык, и история. Часто речь более глубокая и объемная, чем слова. Например, узоры из одной росписи могут нести больше информации, чем многие страницы текста. (Если говорить именно о росписи яиц, то еще яйцо - модель нашей планеты и место, где может зародиться жизнь.) Рисование для детей - возможность самовыражения, выхода эмоций, о которых ребенок не может рассказать. Здесь шаг в одну сторону - до раскрашенных вареньем (в лучшем случае) стен, а в другой - к уже детской наскальной живописи. Рисунок - это древняя речь, предшественница письма. Но и в самом рисунке является язык. Она эмоциональна. Почему-то глядя на одни картины мы можем испытывать радость и тепло, а другие внушают тоску и печаль. С чем это связано? Может с тем, что или как изображено на бумаге (полотне, стене, посуде или на другой поверхности)? А может то зависит от использованных цветов и особенностей размещения отдельных деталей рисунка? Влияет на впечатление зрителя настроение, в котором находился тот, кто создавал картину? Ответ таков: все перечисленное и, может, еще что-то о чем мы не упомянули здесь. Итак, каждый рисунок несет определенную информацию, определенный эмоциональный, а следовательно и энергетический «заряд». И это не зависит от того, сколько автору лет и чем он пользуется для создания изображения. Каждый узор в нашей жизни состоит из того ЧТО мы делаем, тому КАК, и с того каковы мы в момент создания узора и в нашем ОТНОШЕНИИ к процессу или творчества, или просто будничной работы. К примеру, разным почерком будет написан один текст одним человеком, в зависимости от того кому этот текст адресован, где и как его писал автор и в каком настроении он при этом был. Чтобы проверить это напишите одно письмо, например с приветствием, пятерым людям, к которым вы относитесь по-разному. Напишите от руки. Когда будете писать - думайте о том, кому пишете. Поэтому важны еще и адресат, и наше настройки в процессе. ... Моя прабабушка когда пекла хлеб, всех выпроваживала из дома и делала там свое таинство, полученные от предков установки становились душистыми калачами для потомков. ... Перед тем как начать писания писанок мастерица подготовится, зажжет свечу, помолиться, тщательно подготовит все к работе, ведь ее писанки будут нести радость людям. ... Когда трех каменщиков на строительстве спросили, что они делают каждый ответил иначе. Один сказал, что занимается тяжелым неблагодарным трудом. Другой ответил, что пытается прокормить свою семью. А третий сказал: «Я строю храм». Без вдохновения, настройки, подготовки не будет ни творчества, ни произведения. Все это требует обучения, развития умений, совершенствование. Так же как мы учимся говорить или писать, чтобы быть понятными, чтобы поделиться глубинами нашей души с другими, или передать дальше то, что мы получили от своего рода. Процесс совершенствования - совершенствует. Когда мы развиваем что-то в себе, мы познаем и развиваем себя. Когда мы узнаем, что передано нам предыдущими поколениями, то присоединяемся к их древним знаниям и ощущениям. В то же время мы учимся быть внимательными к себе, а не только тренируем руку и глазомер. Только так возможно познать кто ты и откуда идешь. Все дети творческие. Каждый ребенок по-своему. Все мы имеем тот запас творчества, (среди других воздействий) сделал нас теми, кто мы есть. Так мы выросли. Так растут все дети. Не все оставляют при себе умение быть творческими, как становятся внешне взрослыми.
Автор материала: Игорь Васильевич Огданский, психолог.
Источник: http://upsihologa.com.ua/psihologiya_dityachoyi_tvorchosti.html
|