Чтобы ребенок уверенно чувствовала себя в мире чисел, величин, измерений и логики, ему нужно знать по собственному опыту, что означает фактическое количество, скажем, пяти яблок, сахара в чайной ложке и жидкости в стакане, что такое физическая длина дистанции и вес окружающих предметов и т.д. Изучая свое окружение, ребенок складывает в голове собственную карту мира, которая в уменьшенном масштабе включает в себя соотношение его объектов и форм. В мире каждый из предметов соединяется с другим, вроде паззла: ключ подходит к щели замка, а крышка всегда ровно закроет только подходящую по размеру кастрюлю. Игры, о которых будет рассказано в этой статье, помогут вашему ребенку приобрести прочную основу математических знаний и понимания логических и математических законов мира. Главное понятие, малыш должен освоить в результате математических игр - «множество». Другие, более простые концепции для освоения такие как: «больше», «меньше», «пустой», «одинаковый», «отличный», «целое», «половина», «часть», «число», «количество», «время», «долгое», «короткий» , «тяжелый» и др. В процессе занятий наблюдайте за поведением ребенка. Вы поймете, что малыш на пути к исходным математических знаний, если он:
- пытается думать,
- обращает внимание на присутствие дополнительных объектов;
- замечает отсутствие ранее присутствующих объектов;
- делит на части (доли) и распределяет;
- предусматривает результат действия, которую он уже выполнял ранее в похожих условиях;
- группирует предметы по нескольким признакам;
- понимает объект и число как единое целое;
- играет с цифрами и использует их в игре, так же как и другие привычные ему понятия.
Игры в ванной
Даже просто купаясь в ванной, дети получают возможность исследовать ценные математические факты. Все, что вам нужно делать - предложить интересные задачи и эксперименты, а также время от времени разговаривать с ребенком, пополняя его словарный запас новыми понятиями и побуждая к размышлению. Спросите его, например: «Как ты думаешь, эта игрушка поплывет или утонет?». В играх с водой малыш освоит, что означает «полный» и «пустой», «объем», «глубина», «плотность материала» и т.п.
Для игр с водой вам понадобятся губки различных форм, баночки с обозначением миллилитров, предметы, которые могут плыть и, наоборот, тонуть (игрушечные лодки, утята, пластмассовые контейнеры, деревяшки, камешки, ракушки), воронки разных размеров, пена и соль для ванны разных цветов.
Все игры в ванной связанные с исследованием свойств предметов. Например, положите пластиковый контейнер на воду. Начинайте играть в нагрузку веса на корабль. Положите в контейнер небольшую игрушку. Потом еще одну. Нагружайте вместе с малышом контейнер до тех пор, пока он не начнет тонуть. Объясните ребенку, почему он пошел на дно. Покажите, как падают на дно тяжелые предметы: камушки и ракушки. Вспомните, как видели летом на дне реки разнообразные камни.
Попробуйте также поиграть с губками: покажите ребенку, как можно набирать в губку воду и выжимать ее в баночку со шкалой миллилитров. На баночке выделите маркером какое-то одно деление, например, 100 мл. Попросите ребенка наполнить баночку до уровня этой отметки. Затем перелейте это количество в стакан. Обсудите с малышом, что, оказывается, он налил в баночку ровно полстакана воды. Отметьте фломастером на стакане уровень воды. Теперь спросите малыша: «Как ты думаешь, если я наклоню стакан, словно я собираюсь вылить из нее воду, как будет выглядеть вода в нем?" Попросите его нарисовать линию, где примерно будет вода. Затем наклоните стакан и наблюдайте вместе с ребенком, где в действительности оказалась вода. Попросите его отметить линию там, где он ее увидел. Теперь попросите ребенка догадаться, как будет выглядеть вода, когда стакан будет вновь прямо поставленный на стол. Затем поставьте стакан. Ни в коем случае не объясняйте ребенку, что происходит, если он думает, что вода будет выглядеть как прежде. Кажется, что это - очень простое упражнение и что ребенок будет отвечать правильно, ведь он смотрел на стакан с жидкостью много раз. Но одно дело смотреть, а другое видеть. Если вы специально обращаете внимание, ребенок начинает видеть то, что раньше не замечал, не фиксировал. Дети не всегда способны делать открытия в повседневной жизни самостоятельно, их нужно учить наблюдать.
Еще одну интересную игру можно провести с двумя контейнерами различной формы. Один должен быть широким и с низкими стенками, второй, наоборот, узким и с высокими стенками. Дайте малышу ту же мерную баночку, налейте в нее окрашенную воду к выделенной отметки. Попросите малыша вылить воду из баночки сначала в один контейнер, а затем в другую. Спросите его: «Как ты думаешь, в высоком контейнере больше или меньше воды, чем было в низком? Почему ее там стало больше, ты туда налил больше? "Не объясняйте ребенку, что количество осталась тем же, которое было в мерной баночке. Ребенок должен экспериментировать и приходить к правильному ответу самостоятельно! Попробуйте эту же игру через несколько месяцев и оцените результаты.
В таких играх главное помнить, что интерес ребенка к исследованиям зависит и от вашей изобретательности. Чем больше экспериментов и замечательных открытий вы сделаете, тем больше ребенок будет розвиватся и узнает о свойствах воды и различных материалов.
Игры со временем
Научить детей пониманию времени и его свойств (длительности, необратимости) непросто - дети всегда живут в настоящем. Вам пригодятся развивающие игрушки плейгро - безопасные игрушки для вашего малыша. Однако можно физически показать движение времени, временную последовательность процессов, что сделает усвоение этого понятия более простым.
Например, проведите с ребенком такую игру. Возьмите веревочку, наденьте на нее большую бусину и натяните вдоль книжной полки малыша. Прикрепите к полке скотчем несколько кусочков бумаги с названиями знакомых обозначений времени. Это могут быть «за завтраком», «обедом», «время отдыха», «время занятий (укажите конкретные)», «время ужина», «время купания», «время сна». Дайте ребенку задание: передвигать бусину - указатель времени - вдоль линии, по мере того как будет проходить день. После того как вы один раз введете этот обычай, вы сможете через время усложнить его, и написать вместо названий числовые значения времени.
Игры на кухне
Запомнить цифры и счет малышам помогут также многочисленные игры на кухне. Во-первых, можно сделать вместе с малышом печенье в форме цифр. Делается это так же, как и обычное песочное печенье. Готовясь к очередному празднику, замесите песочное тесто, раскатайте его, а затем вместо звезд и ромбов вырежьте из него ножом цифры от 1 до 9. Малышу понравится эта игра, и он быстро запомнит названия и обозначения цифр.
Во-вторых, можно вместе с ребенком приготовить суп и салат, предварительно посчитав, сколько овощей разного вида для этого нужно. Не забудьте надеть фартуки на себя и ребенка - это придаст игре серьезность! Попросите малыша помыть и приготовить 3 картофеля, 1 морковь, 3 луковицы, 4 помидора, 2 огурца и т.п. Посчитайте вместе с ребенком, сколько фасолинок вы положили в суп. Когда суп сварится, не забудьте вместе вспомнить и перечислить, что и в каком порядке вы клали в кастрюлю / салатницу. Накрывая на стол, говорите, сколько тарелок вы ставите, сколько вилок, ложек и ножей раскладываете на столе. Напоследок не забудьте поблагодарить малыша за помощь.
Сортируем предметы
Чтобы ребенок научился выделять основные признаки объектов, необходимо, чтобы он «пальцами» почувствовал их разницу, то есть приобрел опыт группирования предметов. Раскладывать по группам можно что угодно - от пуговиц до макаронных изделий разной формы.
Предлагаем вам поиграть с ребенком в такую игру. Соберите в свой ящик разных мелочей: пуговицы двух-трех цветов, крупные бусины, ракушки, гвозди и т.п. Попросите ребенка помочь вам разобрать вещи в шкатулке. Раскладывайте предметы «по видам» в разные кучки или коробочки. Следите, чтобы пуговицы, бусины и ракушки были сгруппированы по цветам и форме. По окончании игры посчитайте вместе с малышом, сколько получилось предметов каждого вида.
Домино
Домино - древняя игра, состоявшаяся от игры в кости. Если в вашем арсенале пока нет домино, самое время купить эту игру, так как для проведения математических игр она просто необходима.
Правила игры в домино знакомы практически всем. Единственное, что вам нужно знать дополнительно: перед играми с ребенком 2-3 лет уберите все доминошки с количеством точек, превышающую 4. Остальные фишек добавьте, только когда ребенок освоит правила игры и научится считать до четырех.
Источник http://lvivmama.com.ua
Чтобы ваш ребенок легко и непринужденно чувствовал себя в мире математики занимаейтесь по комплекту "Математика с пеленок", а также вам помогут комплекты "Мишкина геометрия" и серия "100 игр"
|