Использование методов сказкотерапии в процессе психотерапии детей дошкольного возраста |
Одной из современных тенденций развития психологических исследований является стремление к инструментальному пополнения психологов практиков методами, которые позволяют эффективно осуществлять диагностику и коррекцию внутренней проблематики субъекта. Жизненные трудности, которые переживает личность, приводят к стрессам и конфликтам, которые непосредственно влияют на общение и взаимодействие с окружающей средой. Все это требует от психолога практика использования самых различных приемов и методов. Психолог в практической работе с детьми все чаще встречается с трудностями их адаптации к сиюминутным условий среды. Кризис в теперешнем обществе, провоцирует возникновение проблем в семейной жизни и мешает процессу становления личности ребенка, подталкивая ребенка к неадекватному поведению. Травмирующие ситуации в семьях и воспитательных учреждениях вызывают негативные эмоциональные переживания у ребенка и нередко приводят к посттравматическим расстройствам. В психодиагностической работе проективные методики играют важную роль. Разработанная нами методика "Сказочные дворцы" базируется на методах сказки терапии. Методика состоит из трех этапов. Первый этап-это создание ребенком героя и цели его путешествия. Второй этап- сочинения сказки и решения проблемных ситуаций, которые искусственно создает психолог. Третий этап - работа с песком и завершение сказки. Сказкотерапия является одним из древнейших психологических и педагогических методов. Под термином сказкотерапии можно понимать средства передачи психологических знаний о социальном становлении личности с помощью метафорических средств. Психокоррекция, как психотерапия, направленные на выявление первопричин психологических проблем и раскрытие жизненного потенциала. В методике "Сказочные дворцы" методы сказкотерапии являются базовыми так как большинство задач методики заключается в создании сказочных образов. Создание определенных образов сказочного мира, прохождения пути героя и преодоления препятствий на этом пути, а также возможность собственного окончания сказки дают ребенку ощущение мощи и силы. Методика включает в себя рассказ сказки и сочинения его завершения. Сказкотерапия является одним из древнейших психологических и педагогических методов. Она обращена к детскому началу в каждом человеке. Прорисовывая персонажи сказки согласно инструкции методики, ребенок воплощается в каждом из них. Это может помочь терапевту в смысле внутренней сущности мысленного образа и, и в случае необходимости изменить данный образ на другой. Как и в реальной жизни так и в сказке есть свои герои и отрицательные личности. Сказкотерапевта выделяют основные этапы развития личности и их образное представление в сказке. Можно найти семь этапов развития сказочного сюжета, которые перекликаются с этапами формирования личности человека. Главный герой появляется на свет, растет, достигает некоторого возраста и едет в долгий опасный путь, встречает новых друзей, совершает героические поступки, достигает своей цели, возвращается домой уже с новыми качествами. Можно предположить, что в сказке дается не только описание жизни героя, но и в образной форме рассказывается про основные этапы развития личности. Также в методике "Сказочные дворцы предусмотрено использование песка и куклы. Консультации по использованию песочниці в контексте сказкотерапии является достаточно весомым и интересным. Песочница есть отличной средой для создания сказок и мифов. Игры в песочнице тесно связаны с творчеством, они позволяют преодолеть комплекс «плохого художника". Работа с куклами позволяет психологу более глубоко познать эмоциональное состояние ребенка, приблизиться к реальным событиям которые приводят к тем или иным переживаниям. В методике «Сказочные дворцы» работа с куклой занимает достаточно весомое место. Ребенок может сам выбирать какой куклой будет он и какими могут быть его близкие. Работа с куклой способствует:
- Совершенствованию мелкой моторики руки и координации движений.
- Развитие чувства ответственности за управление куклой.
- Адекватно выражать свои эмоции чувства и состояния.
- Развитие способности концентрации внимания.
Элементы данной методики могут быть использованы при диагностической и коррекционной работе со взрослыми людьми: диагностической является работа со сказкой и сочинения пути героя, терапевтической - работа с песком. Проективная методика "Сказочные дворцы" может быть полезной в работе практического психолога, психолога детского сада, школьного психолога, детского психотерапевта, социального педагога, учителя.
Литература. 1. Джон. А. Ландшафт детской души. - С-ПБ: Питер, 1997. - 345с. 2. Доротюк В.И. Развитие творческой деятельности у детей / / Практическая психология и социальная работа. - 2000. - № 3 - С.21-27. 3. Зинкевич Т.Д. Михайлов А.М. Теория и практика сказко-терапии.-М.: Гармония , 1996. - 103с. 4. Зинкевич - Евстигнеева Т.Г. Практикум по сказко-терапии. - М.: Гармония, 2000. - 112с. 5. Запорожец А.В. К вопросу о генезисе функций и структуре эмоциональных процессов у ребенка. - М.: Вот, 1998. - 420С. 6. Загуревич Н.А. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей дошкольного возраста - М.: Наука, 1988. - 96с. 7. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Теория и практика сказко-терапии. - К.: София, 2003. - 165с
Источник: http://upsihologa.com.ua
В домашних условиях вам помогут комплекты по сказкотерапии Антикапризин, Доброта,Воля, Мышление, Лидер, Сказки на пальчиках
|