Мама не устаёт рассказывать, каким я была чудо-ребёнком. Она сажала меня в манеж, давала какое-нибудь увлекательное занятие, вроде превращения старого журнала в разноцветные клочья или пересыпания фасоли по баночкам и кастрюлькам, а сама полдня могла заниматься своими делами. Вот и отложилась у меня в голове такая модель поведения нормального ребёнка. Но природа решила преподнести сюрприз
и подарила мне малыша, который напрочь смёл мои представления о детях. Сыночек
требует активного участия в его играх, не терпит одинокого сидения в манеже и пяти минут, предпочитая исследовать квартиру и везде засунуть свой маленький носик. Почему же детишки такие разные? Почему за одним не угнаться, а другого хочется поторопить?
Иногда достаточно взглянуть на одного из родителей, чтобы понять причины выбранной линии поведения ребёнка. Да всё дело в темпераменте крохи, который передаётся по наследству! Как известно, темперамент не изменить, и просто счастье, если он совпадает с Вашим собственным. Если же нет, расстраиваться тоже не стоит, нужно только научиться справляться с отрицательными сторонами темперамента крохи, а положительные использовать на благо себе и ему.
Темперамент ребёнка, так же, как и взрослого, можно отнести к одному из четырёх типов: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. Определите, черты какого типа преобладают в Вашем малыше, и в зависимости от этого постройте свою программу воспитания и занятий с крохой.
Итак, если Ваш малыш получил ярлык «ребёнок-ураган», скорей всего, в нём преобладает холерический тип. Яркий, эмоциональный, шумный, непоседливый, взрывной темперамент проявляется в крохе с ранних лет. Подвижные, состязательные игры, безусловно, созданы для детей-холериков. Однако их деятельность непременно нужно стараться уравновешивать более спокойными занятиями, чтобы не допускать перевозбуждения нервной системы крохи.
В воспитании холерика проявляйте уверенную строгость и решительность. Учтите, дети-холерики очень чувствительны, поэтому предпочитают спокойный, мягкий тон общения и совершенно не приемлют физического наказания. Проявляйте участие к делам крохи, спрашивайте его мнение: ему важно знать, что к нему прислушиваются.
Взамен просите вести себя сдержанно и тактично, приучайте контролировать свои мысли, поступки и доводить каждое дело до конца. Ребёнку-холерику необходимы сказки, направленные на развитие воли, терпения и выдержки, а также настойчивости на пути к достижению цели.
Малыша-сангвиника можно узнать по жизнерадостному, общительному, любознательному поведению. Он легко адаптируется к новой обстановке, сходится с новыми людьми. Кроха-сангвиник любит шумные и весёлые занятия, наслаждаясь самим процессом. Кроме физической активности, предлагайте малышу такие занятия, как рукоделие и конструирование, чтобы стимулировать внимательность, терпение и усидчивость. В воспитательном процессе малыша-сангвиника главное — это юмор и оптимизм. Кроха лучше всего воспринимает общение в таком тоне. Чтобы развивать в ребёнке-сангвинике собранность и аккуратность, поощряйте именно эти качества. Ребёнка- сангвиника воспитывайте сказкой по развитию воли в части умения доводить дело до конца, исполнять свои обещания.
Ребёнок-меланхолик – это нежный и ранимый кроха. Тихий, послушный и нерешительный малыш нуждается в покровительстве взрослого, которому абсолютно доверяет. Сделать кроху-меланхолика счастливым поможет творчество. Такие малыши могут подолгу сидеть в одиночестве и самозабвенно заниматься рисованием, аппликацией, лепкой. В качестве активных занятий предложите меланхоличному ребёнку катание на велосипеде или игру в мяч. В малыше-меланхолике необходимо неустанно взращивать уверенность в себе. Хвалите его за любой успех, ни в коем случае не ругайте и не высмеивайте его недостатки, особенно при других людях. Читайте меланхоличному крохе добрые сказки, в качестве воспитательного чтения подойдут сказки на развитие смелости, веры в собственные силы, оптимизма.
Ребёнок-флегматик – это медлительный и упрямый малыш. Его можно узнать по непоколебимому спокойствию и невозмутимости. Любит во всём порядок, не терпит, когда пользуются его вещами. Новые знания флегматичный малыш усваивает долго, но на всю жизнь. Развивайте в ребёнке-флегматике творческое мышление и воображение, предлагая ему такие занятия, как рисование, лепка, аппликация, игра на музыкальных инструментах, задание на расширение кругозора. Что не подходит для воспитания ребёнка-флегматика, так это крик. Если Вы будете торопить его повышенным тоном, он станет делать всё ещё медленней. Не называйте малыша медлительным при других людях, он нуждается в Вашей поддержке и одобрении. Развивайте эмоциональность крохи – читайте сказки, воспитывающие отзывчивость, сострадание, дружелюбие.
Если Вы узнали темперамент своего малыша, то Вам будет легче его понять и воспринять.
Не забывайте, что как бы себя ни вёл ребёнок, он неизменно нуждается в Вашей любви и поддержке. Вот и проявляйте их по отношению к крохе, чтобы он знал, что нужен Вам такой, какой есть, тогда Вы непременно добьётесь успехов в его развитии и воспитании.
... нужно только научиться справляться с отрицательными сторонами темперамента крохи, а положительные использовать на благо себе и ему.
Найдите для малыша-холерика интересное хобби, которое поможет ему хотя бы ненадолго замедлить жизненный темп.
Тамара Исаева
Елена, мама Антоши и Алёнки
«Меня зовут Карпинкина Елена Сергеевна, я мама замечательного пятилетнего маль¬чика Антоши и годовалой Алёнки. Антоша очень сообразительный, смышлёный, во многом благодаря занятиям по Вашим ком¬плектам.
В прошлом году я родила Антоше сестрён¬ку. Сначала всё было замечательно, но потом мы стали замечать, что Антоша ведёт себя очень странно – стал проявлять агрессию к окружающим, не замечал сестрёнку, когда речь заходила о ней, начинал капризничать. Из воспитанного мальчика Антоша превра¬тился в хулигана и озорника.
Мы не могли поверить своим глазам – та¬кие изменения! И за такой короткий срок… Мы пытались поговорить – бесполезно.
В очередной раз позвонив на Ваш телефон горячей линии, чтобы получить консуль¬тацию по занятиям чтением (Антоша уже бегло читает, но на достигнутом мы не со¬бираемся останавливаться), я оговорилась, что есть небольшие проблемы в занятиях, т. к. малыш не может смириться с рождени¬ем сестрёнки. Ваша консультант по раннему развитию посоветовала обратить внимание на комплект «Антикапризин».
Мы почитали его описание на сайте, реши¬ли заказать. Знаете, честно скажу, сначала не очень верилось, что игрушка и книжки смо¬гут справиться с проблемой, над которой бились мама, папа и бабушка вместе. Но мы заблуждались!
Антошка сразу подружился с игрушкой-рукавичкой. Когда Пёс-сказочник приносил ему вечером книжку со сказкой, Антоша ждал его, как лучшего друга. Сказки слушал внимательно, переживал вместе с их героя¬ми.
Буквально через неделю наш малыш начал меняться в лучшую сторону – он стал по¬слушнее, к сестрёнке стал относиться более внимательно.
Сейчас нет на свете человека, любящего Алёнку больше, чем её родной братик. Он так трепетно помогает своей маме: ухажи¬вает за своей младшей сестрёнкой, оберегает её – настоящий рыцарь! Соседские мамочки завидуют: такой примерный мальчик! Такой замечательный братишка! Спасибо Вам, «Умница»! Вы сделали нашу семью ещё более счастливой!»
|