Движение рук детей 3-5 лет |
Движения рук руководствуются несколькими механизмами:
а) чувствительность пальцев обеспечивает восприятие формы, веса, температуры, шероховатости, твердости и мягкости предметов;
б) механизм регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяет выполнять движения точно и быстро;
в) кинетическая (двигательная) память обеспечивает автоматизацию навыков;
г) зрение и мышление позволяют ребенку: ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их параметры; выполнять целенаправленные движения; планировать и исправлять ошибки (такие, как одеваться не по сезону и т.д.).
Чем старше становится ребенок, тем большую роль приобретает влияние мелких движений пальцев рук на формирование его психических процессов. Ученые установили, что уровень психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук.
Исследования М. Кольцовой показали, что существует взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Так, например, ребенка просят показать один палец, два пальца и три. Дети, которым удается изолировать движения пальцев, - говорящие дети. Если напряженные пальчики сгибаются и разгибаются только вместе или, наоборот, вялы и не выполняют изолированных движений, то такие дети - неговорящие. Пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления замедлено, поскольку мышление тесно связано с речью и зависит от него.
При выполнении мелких движений пальцев рук происходит еще и давление кончиков пальцев, а импульсы от них активизируют незрелые клетки коры головного мозга, «отвечающие» за формирование речи ребенка.
ДВИЖЕНИЯ РУК ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ
• С закрытыми глазами касается пальцами кончика носа;
• Копирует круга, прямые и непересекающиеся линии;
• Строит башни из десяти кубиков;
• Осторожно берет кубик размеров большим и указательным пальцами;
• Изображая квадрат, но вертикальные линии по длине не равны горизонтальным;
• Пользуясь ножницами, пытается резать ровно
Приблизительный возраст проявления - 3 года
• Раскрывает обертку и достает конфету без посторонней помощи;
• Использует обе руки, но одной предпочитает;
• Умеет самостоятельно рисовать квадрат, но с загнутыми или закругленными углами
Приблизительный возраст проявления - 3,5 года
• Может нарисовать треугольник с неравными сторонами и основанием, не параллельной краю листа бумаги;
• Действует двумя руками, выполняя простые операции (отвинчивает крышку банки, выдергивает гвозди и кнопки)
Приблизительный возраст проявления - 4 года
• Четко режет по линии;
• Копирует квадрат;
• Изображает несколько печатных заглавных букв;
• Действует отдельными пальцами в пальцевых играх;
• Рисует простые картинки;
• Успешно намазывает клеем детали и приклеивает их
Приблизительный возраст проявления - 5 лет
|