Воспитание ребенка как важный этап развития личности |
Сейчас мы упорно спорим об экономической ситуации в мире, о конституцию Украины, о глобальных проблемах человечества. Сложно представить, что пройдет несколько лет, и мы также упорно будем обсуждать преимущества
и недостатки тех или иных памперсов. Как бы это ни было грустно или, наоборот, радостно осознавать, в первую очередь мы не будущие экономисты и менеджеры, а мы - будущие родители, что накладывает на нас не только ответственность за наших детей, но и создает определенные обязательства перед обществом .. Недавно
проведенные исследования показали, что из 100 опрошенных пар молодых родителей только 17% действительно готовы ими быть. Но мы должны не просто пополнить наш перенаселенный земной шар новыми представителями человечества, но и дать обществу полноценную Личность. Что же это такое - Личность ребенка?? Как воспитать ребенка, чтобы он был Личностью? И как помочь молодым родителям в воспитании? Итак, в первой части раскрывается понятие личности ребенка и его составляющие, а во второй мы вплотную приблизимся
непосредственно к вопросам воспитания Личности.
Личность - это совокупность различных черт и недостатков характера, которые делают человека уникальным, непохожим на всех остальных. Она включает в себя не только духовные свойства, но и физические, умственные, эмоциональные и социальные, а также отражает свойства, врожденные или обусловлены окружающей средой:
Физическое развитие напрямую влияет на самооценку и взгляды ребенка. Физические способности и красивая внешность является залогом успеха подрастающего ребенка в сложном мире.
Умственное развитие играет главную роль в развитии интересов, взглядов и интеллектуальных способностей ребенка.
Эмоциональное развитие является также неотъемлемой частью, поскольку любовь родителей или ее отсутствие на долгое время оставляет отпечаток на личности ребенка. Подрастающий ребенок подвергается также внешнему эмоциональному воздействию. Гнев, боль, печаль, радость, печаль, смех, крики, шепот и т.д.-все это создает
окружающую атмосферу и определяет поведение ребенка.
Большое значение имеет и социальное развитие, и прежде всего развитие способности к общению, что является чрезвычайно важным не только для ребенка, но и для взрослого человека.
И, наконец, следует помнить о том, что у детей есть определенные духовные потребности, о которых, к сожалению, родители очень часто забывают или на которые не обращают внимания.
Приведеная структура личности является достаточно общей. Рассмотрим структуру, которую предложила психолог Валерия Сергеевна Мухина [3]. Она ставит акценты на отдельных звеньях самосознания. Мне больше импонирует такой
подход, он является более индивидуализированным, поскольку самосознание человека представляет собой ценностные ориентации, которые составляют индивидуальное бытие личности.
В.С. Мухина выделяет 5 звеньев структуры самосознания:
Звенья самосознания ребенка:
Первое звено структуры самосознания представляет собой кристалл личности, включающий имя, идентифицировано с телесной и духовной индивидуальностью. Имя и его значение. В дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать,
что он имеет индивидуальное имя. При нормальных отношениях в семье он любит свое имя, потому что постоянно слышит нежное обращение к себе. Ему нравятся все домашние варианты его детского лица, он уже знает, как его будут
называть, когда он станет взрослым. «Меня сейчас зовут Митя, когда был маленьким звали Мотя, а когда вырасту, меня будут называть Дмитрий Борисович » - С удовольствием объясняет пятилетний Митя метаморфозы своего имени во времени его жизни. Благодаря имени и местоимения «Я» ребенок научается выделять себя как персону. Имя приобретает особое значение. Имя дает ребенку возможность представить себя как отдельную, исключительную личность. Ребенок органично, начиная с раннего возраста, идентифицирует свое имя с собой телесным. Формирование образа тела. При нормальных условиях ребенок постоянно находится в разнообразных движениях и действиях Многочисленные упражнения, которыми ребенок занимается вместе со взрослым, представляют собой не просто мускульную работу (Сокращения и расслабления), но и формируют сложные интеграционные связи между мускульной работой, зрением, осязанием, телесным чувством равновесия и координацией в пространстве, а также общим результатом всех усилий и переживаний. При этом каждое движение должно быть четко сбалансированным не только на уровне пальцев, кисти, всей руки, всего тела, но и на уровне результатов от сделанного упражнения.
Хочется еще раз подчеркнуть определяющую роль взрослого, который эмоционально и физически содействует телесному развитию ребенка. Близкий для ребенка взрослый охраняет его от вероятных травм, чем наполняет его уверенностью в безопасности. Взрослый восхищается успехами ребенка, чем поддерживает и развивает в нем
чувство самоценности. Ребенок с удовольствием овладевает телесными упражнениями, которые ложатся в основу его личности.
Второе звено структуры самосознания - посягательство на признание - одна из значительных человеческих потребностей. Она основывается на стремлении получить высокую оценку своих достижений, отвечающих социальным требованиям общества.
Посягательство на признание со стороны взрослого. Проявляется в том, что ребенок постоянно следит за взрослым - сколько внимания уделили ему, а сколько - его брату или вообще - другому ребенку. Поэтому нельзя говорить ребенку: «Ты не сможешь этого сделать »,« Ты не знаешь этого »;« У тебя не получится »;« Не мешай мне пустыми вопросами »и т.п. У него может сложиться комплекс неполноценности, ощущение своей несостоятельности, что затруднит общение с другими людьми.
Посягательство на признание может проявляться и в стремлении «быть лучше, чем другие »Стремление« быть лучше, чем другие »создает мотивы успеха, является одним из условий развития воли и формирования рефлексии, то есть способности осознавать свои преимущества и недостатки, и, безусловно, играет не последнюю рооль в формировании личности ребенка.
Третье звено структуры самосознания несет в себе ценностные ориентации на свой пол как на социальную роль и физическую и психическую сущность. Половая идентификация - отождествление себя с физической и психологической
статью мужчины или женщины и стремление соответствовать принятым в культуре, прежде всего - в семье, стереотипам мужского или женского поведения.
В специальном эксперименте детям предлагалась ситуация свободного выбора двух наборов игрушек из четырех. Были предложены четыре подноса с следующими предметами: машинки, посуда, кубики, куклы. Ребенка просили
назвать все игрушки. Затем предлагалось взять для игры два блюда с наиболее интересными для него игрушками. Все действия ребенка фиксировались. В результате выяснилось, что, начиная с четырех лет, у мальчиков и девочек
появляется дифференциация в выборе игрушек. Как оказалось, машинку и кубики выбирали для игры преимущественно мальчики, а кукол и посуду - девочки.
Позиция ребенка как представителя своего пола определяет специфику развития самосознания. Осознание своей половой принадлежности имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности: чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать «престиж» своего пола в рамках социальных ожиданий определяют основные позитивные достижения в развитии личности. Поэтому так важно, чтобы мальчик имел мужской образец для подражания и солидаризировался с ним («Мы - мужчины!"), чтобы девочка идентифицировала себя с мамой.
Четвертое звено структуры самосознания несет в себе ценностные ориентации на индивидуальный жизненный путь человека. В данном случае речь идет о психологическом время личности.
Психологическое время личности - индивидуальное переживание своей физической и духовной изменчивости в течение времени, представленным в самосознании личным прошлым, настоящим и будущим. В детском возрасте ребенок только открывает для себя существование своего индивидуального прошлого, настоящего и будущего. Он с интересом слушает истории о себе того времени, «когда я был маленьким», он радуется рассказами о том, что он
«Вытворял», когда был малышом, каким он был веселым и бесстрашным. Если «его история »рассказывается взрослым заинтересованно и с любовью, ребенок готов слушать это много раз с большим энтузиазмом. С таким же удовольствием ребенок дошкольного возраста говорит о своем будущем. «Когда я вырасту ...» -
очень важная позиция ребенка во временной перспективе его жизни. Образы памяти и воображения способствуют образованию феномена психологического времени.
Пятое звено структуры самосознания несет в себе ценностные ориентации на социальное пространство, представленное в общественном сознании правами и обязанностями.
Социальное пространство - условия развития и бытия человека, определяемых значениями и смыслом прав и обязанностей человека. Осваивая обязанности и права, накапливая определенные знания о них,
ребенок еще долго не осознает их значения для себя как человека, принадлежит к определенной культуре. Практически права и обязанности для ребенка дошкольного возраста психологически отчуждены от его личности, существуют вне его, при этом обязанности выступают в его сознании как акт насилия, а права растворены где-то в социальном пространстве и существуют как некая абстракция. Наш отечественный менталитет к тому же такой, что для многих детей в дошкольном возрасте проблема прав ребенка не возникает ни в одном виде; об этом с
ребенком до сих пор не принято говорить.
Сформировать гармоничную личность не просто.
Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных отношений происходит формирование
внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического состава, складывается характер, интеллект, его отношение к окружающим и к самого себя. Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, волей подобное. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости.
Первым окружающим миром ребенка, начальной единицей общества является семья, где и закладываются основы личности. Что такое семья? Многие авторы популярных публикаций рассуждают о ней так, словно это определение
понятно всем, как понятие «хлеб», «вода». А вот ученые-специалисты вкладывают в него разный смысл. Так, видный демограф Б. Ц. Урланис дал ей такое определение: это - малая социальная группа, объединенная жильем, общим бюджетом и родственными связями. Такая формулировка принята и во многих западных демографов, прежде всего - у американцев. А венгры за основу принимают «Наличие семейного ядра», то есть берут только родственные связи, отбрасывая территориально-экономическую общность. Профессор П. П. Маслов считает, что трех показателей недостаточно для того, чтобы признать определение, данное Урланис, полным. Потому что при наличии всех трех «составляющих» семьи может и не быть совсем, если между ее членами нет взаимопонимания, взаимопомощи, что и
необходимо ввести в определение семьи. Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей: папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер.В семьях всех сословий традиционно проявлялась большая забота о
воспитание детей. В народе оно чаще всего строилось по принципу «делай, как я », то есть в основу семейного воспитания был положен авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. Как образец в первую очередь выступал отец, глава. Его пример, как правило, был образцом для подражания мальчиков, девочки чаще учились у матери.
Создание духовной основы личности и есть цель, смысл семейного воспитание. Этой же теме посвящено много научных работ, статей и т.п.. ИС.Г. Вешловський [2], и А.А. Бодолив [4] выделяют два противоположных способа
воспитания детского «Я». Все остальные - в промежутке между этими крайностями. То
ближе к одному полюсу, то - к другому.
Первый способ - упрощение жизни для ребенка. Вариантов много, идея одна. Единственным и самым главным критерием всех оценок и самооценок является полезность, практичность. В трудных жизненных ситуациях преимущества предоставляются рациональному, а не эмоциональному решению проблемы. Такими же прагматиками вырастают и дети. Они процветают на этой земле, они конформисты, хотя и всегда готовы изменить социальную среду, руководствуясь выгодой. Потенциальные карьеристы.
Второй путь - семья, ориентированная на усложнение личности. Порой это непрактичные, с точки зрения предыдущего типа, люди. Они не для того тратят деньги, покупают книги не по цвету корешков. Они пристально вглядываются в сложный мир и показывают его детям, живут сложной жизнью, мучаются НЕ всегда понятными проблемами.
Семьи первого типа ставят своих детей в центр жизни и буквально молятся на них. Любые желания ребенка, капризы и прихоти удовлетворяются, ни в чем нет отказа. Такой тип воспитания присущ западным родителям. В семьях второго типа детям разрешается меньше, спрашивают же из них больше. И однако именно в этих семьях дети поставлены в
действительно центральное положение. Основой этих семей является воспитание личности, воспитания «Я».
Но, какой бы из типов вы не выбрали следует помнить: цель и мотив воспитание ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная для людей жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.
Литература:
1. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание, - М.:
Просвящение, 1990.
Личность, семья, школа / Под редакцией ВешловскогоС.Г., - С-Пб., 1996.
2. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. - М.: МПСЫ,
Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.
3. Популярная психология для родителей / Под ред. Бодалева А.А. - М.:
Педагогика 1988.
4. http://www.kindereducation.com/
|