Мария Логоватовская
Современные программы раннего развития уже немыслимы без обучения ребёнка чтению, и некоторые из методик основаны именно на нем. Чтение оказывает наибольшее влияние на формирование интеллекта малыша. Зная, что самое активное развитие мозга происходит до 3 лет, многие родители дают ребёнку преимущества раннего чтения: развитие речи, правильная её постановка, пополнение словарного запаса, запоминание написания слов, возможности для самостоятельного расширения кругозора.
При выборе конкретной методики обучения чтению у родителей возникают вопросы: с какого возраста начинать, как долго длится процесс обучения, как лучше начинать обучение – с изучения букв, слогов или целых слов? Одним из критериев выбора методики является возраст ребенка. Приводим несколько подходов к обучению чтению в зависимости от того, во сколько лет Вы начинаете обучение малыша.
Само название программы гласит, что обучать по ней малышей можно с самого раннего возраста. В ее основе лежит методика Глена Домана чтения целыми словами, минуя этап послогового проговаривания. Самые маленькие дети воспринимают слово целиком, поэтому нет смысла дробить его на составные части.
Процесс обучения чтению проходит в форме увлекательной игры, когда крохе показывают карточки со словами, эмоционально их озвучивают, а затем радостно хвалят малыша. Обучение чтению целыми словами способствует развитию у ребенка мышления, феноменальной памяти, зрения, слуха, речи. Кроме того, у крохи формируются ценные навыки скорочтения и скоромыслия.
Со временем у ребенка утрачиваются способности усваивать слова, не тратя времени на анализ их деталей (букв). Этим объясняется то, что научиться читать по методике «Чтение с пелёнок» легче в год, чем в два, а в два, чем в три.
Комплект пригодится родителям с самого раннего возраста малыша. «Букварь с пелёнок» содержит уникальные «быстрые» книги - книги-листалки. Их особая конструкция позволяет обеспечить необходимый темп перелистывания страниц, что особенно важно при занятиях по методике обучения чтению целыми словами. Книги-листалки привлекают внимание малыша от начала и до конца занятий. Они содержат массу считалок, шагалок, прыгалок, мирилок и других весёлых игр для мамы мамы и малыша. Пальчиковые игры способствуют развитию моторики, которая напрямую влияет на формирование интеллекта. «Букварь с пелёнок» обеспечивает комплексный подход к интеллектуальному и физическому развитию, с его помощью Вы развиваете кроху гармонично.
"Система развития интеллекта с пелёнок"
Содержит два комплекта – «Чтение с пелёнок» и «Букварь с пелёнок». По ним можно с самых первых месяцев жизни обучать кроху чтению. В основе лежит методика Домана-Маниченко: чтение карточек со словами комплекта «Чтение с пелёнок» позволяют ребёнку сформировать огромный словарный запас, развивают его мышление, память и речь, а занятия по книгам-листалкам из комплекта "Букварь с пелёнок" способствуют развитию навыков скорочтения, знакомят ребёнка с русским фольклором, дают возможность мыслить творчески.
Кубики Чаплыгина «Читаю легко»
После трёх лет обучение ребенка чтению можно осуществлять складовым способом. Не имеет смысла заранее разучивать буквы, это только замедляет процесс обучения. Потом будет непросто объяснить крохе, как из двух букв составить слог. Наиболее эффективную программу складового чтения предлагает запатентованная методика Евгения Чаплыгина - кубики «Читаю легко».
Комплект содержит динамические кубики – 10 одинарных и 10 двойных кубиков на специальных деревянных платформах. Особая конструкция позволяет поворачивать кубики, получая новые сочетания букв. Меняя грани, ребенок быстро и наглядно понимает, как из М и А получается МА. Книжка-шпаргалка содержит описание занятий, которые помогут ребенку уже через несколько дней понять принцип чтения. Никаких зубрежек заранее, все знания, полученные на занятии, сразу закрепляются практикой.
Обучение чтению по складам позволяет достичь скорости чтения, близкой к скорости проговаривания текста вслух. Кубики Чаплыгина помогают ребёнку освоить правила буквосложения, и их можно использовать детям, которые занимаются по «Системе развития интеллекта» как завершающий этап обучения чтению и письму.
Какую бы методику для занятий Вы ни выбрали, помните общие правила: занимайтесь в хорошем настроении, хвалите малыша и подходите к обучению чтению творчески. И помните, что короткие занятия по несколько минут в день гораздо эффективней длинных уроков от случая к случаю.
Учитесь читать легко и с удовольствием!