Как разнообразны детские забавы! |
Никто не поспорит, что игра — одно из самых любимых времяпрепровождений детей. Именно в этом важность игр для процесса полноценного воспитания, ведь увлечь ребенка полезной игрой гораздо легче, чем «скучными» занятиями. Но если спортивные игры, например, развивают выносливость и укрепляют здоровье, а логические — мышление, то существуют ли игры, которые могут помочь ребенку обнаружить и развить его творческие способности?
Альтернативная реальность.
Каждая игра — это раздвоение реальности. В игре дети ведут себя сообразно игровой ситуации, не утрачивая при этом представления о реальном значении вещей.
Дети любят перевоплощения. Фантазия детей настолько многогранна, что ей, подчас, позавидуют взрослые. Маленькие мальчики в игре перевоплощаются в детективов и супергероев, нацепив на голову дуршлаг и замотавшись в свежевыстиранную занавесь. Девочки гуляют по волшебному лесу с воображаемым единорогом. Все это — неформализованные проявления творчества. Для того, чтобы игра развивала творческие способности ребенка, необходимо совсем немного — предложить способ материализации творчества, внести в игру элементы художественной деятельности.
Вырази себя!
Художественная игра — это способ самовыражения, зарождения новых эмоций и перенесения их в содержание художественной деятельности. Эмоции и переживания, подхваченные бурной детской фантазией, моментально обрастают образами. Образы эти находят выражение в словах, звуках, форме и цветах и становятся, соответственно, сказками, музыкой или живописью.
Даже самый маленький Человек нуждается в том, чтобы выражать себя в творчестве и находить свое признание. Наряду со всеми развивающими играми и забавами, ребенок сильнее всего нуждается в художественных играх. Давайте рассмотрим классификацию простых художественных игр.
Цветопись
Выражение настроения, переживаний, воспринимаемой реальности посредством цвета. Предложите ребенку кисть и краски, либо цветные карандаши и нарисуйте с ним погоду за окном, песню, звучащую по радио, недавно прослушанное произведение классического композитора или, например, впечатление от прослушанной сказки. Важно показать ребенку правильный пример: рисовать нужно не форму, а именно цвет. Именно подбором цвета и размером цветовых пятен передавать настроение и эмоцию.
Цветопись — это первые шаги освоения языка изобразительного искусства и при этом великолепный способ раскрепощения. Цветом ребенок учится выражать собственное внутреннее состояние, чувства, переживания.
Это лучшая «прививка» от аутизма и закомплексованности.
Отдельного внимания заслуживает разновидность цветописи под название звукоцвет. Когда ребенок, слушая музыку, сразу переводит слышимое в цветопись, возникают совершенно непредсказуемые цветосочетания. Каждый человек видит звуки и их сочетания по-своему. Чтобы такая игра имела педагогический эффект, не следует заставлять детей разъяснять, что они изобразили и почему.
Звукотворчество
Выражение характера образа или настроения в музыкальных звуках (голосом или на любом музыкальном инструменте, настоящем или игрушечном). Наравне с цветописью, звукотворчество ставит своей целью развитие абстрактного и ассоциативного мышления. Главное в этой игре — «поймать» настроение и отразить его в звуке.
Разновидность звукотворчества — цветозвук, явление обратное звукоцвету. Ребенок,
отражает в звуке ассоциации, возникающие у него при просмотре цветовых образов (сыграй картину).
Сочинительство, игра в сказку Придумывание простых стишков, сказочных ситуаций, героев сказок. Игра в сказку — это высшая ступень детской творческой импровизации. Сказка, персонажей и сюжет которой придумал ребенок вместе с мамой и папой, облеченная в стихи, написанные вместе, станет заслуженной гордостью маленького чада. Согласитесь, гораздо интереснее играть в сказку, чем двадцатый раз подряд читать «про Золушку».
Надеюсь, перечисленные в этой маленькой заметке приемы художественных игр помогут Вам в познании потрясающего мира детского творчества. Ведь, возможно, именно в Вашем ребенке скрываются таланты живописца, композитора, писателя или актера!
|