Многочисленные исследования показали, что эмоции четко связаны с определенными средствами музыки:
- печаль - с медленной минорной мелодией;
- гнев - с минорной и быстрой мелодией;
- радость - с мажорной и быстрой мелодией:
- спокойствие - с мажорной и медленной мелодией.
Обобщенные характеристики музыкальных произведений, отражающие основное эмоциональной состояние.
Параметры
|
Эмоции
|
Характеристики эмоций
|
Репертуар
|
Медленная мажорная
|
спокойствие
|
Лирическая,
мягкая, созерцательная,
элегическая, напевная,
задумчивая, нежная.
|
Бородин. Ноктюрн из Струнного квартета.
Шопен. Ноктюрн Фа- мажор, Ре -бемоль мажор.
Этюд Ми-мажор.
Шуберт Аве Мария.
Сен -Сане Лебедь.
Рахманинов .Концерт №2, 2 часть
|
Медленная минорная
|
печаль
|
Сумрачная, тоскливая.
трагическая, унылая,
скорбная.
|
Чайковский .Начало 5 симфонии, финал 6
симфонии.
Григ. Смерть Озе., Жалоба Ингрит из сюиты Пер
Гюнт.
Шопен. Прелюдия Ми-минор. Марш из сонаты
Си-бемоль мажор. Этюд До-диез минор
Глюк. Мелодия.
|
Быстрая минорная
|
гнев
|
Драматическая взволнованная,
тревожная, беспокойная, злая
отчаянная.
|
Шопен. Этюды №№ 12; 23; 24. Скерцо №1,
прелюдии №№ 16;24.
Скрябин. Этюд №6.
Чайковский. Увертюра Буря.
Шуман. Порыв
Бетховен. Финалы сонат №№ 14; 23.
|
Быстрая мажорная
|
радость
|
Праздничная,
ликующая, бодрая,
веселая.
|
Шостакович. Праздничная увертюра.
Лист. Финалы венгерских рапсодий №№
6;10;11;12.
Моцарт. Маленькая ночная серенада (1 и 4 части)
Бетховен. Финал симфоний №№ 5; 6% 9.
|
Отдельные эмоции можно также урегулировать с помощью использования следующих
произведений.
Тревожность-
Бизе-Щедрин. Кармен-Сюита.
Рахманинов. Этюды-картины Ля-минор, До-минор соч.39.
Оннегер. Пятая симфония 3 часть.
Шостакович. Десятая симфония, фрагменты 1 и 2 части.
Депрессия.
Чайковский. Финал Шестой симфонии.
Сибелиус. Грустный вальс.
Дворжак. Песня матери.
Рахманинов. Музыкальный момент си-минор.
Агрессивность
Бетховен. Пятая симфония. Финал
Чайковский. Увертюра 1812 год, Буря, Франческа да Римини.
Гайдн. Финалы симфоний №№ 94; 97.
Прокофьев. Финал Третьей симфонии «Наваждение».
Оннегер. Первая симфония .первая часть.
Лидерство, конкурентоспособность
Лист. Симфоническая поэма Прелюды. Финал.
Вагнер. Шествие пилигримов из оперы «Тангейзер».
Равель. Болеро.
Чайковский. Первая симфония .Финал.
Глиэр. Гимн великому городу.
Рахманинов. Концерт для ф-но с оркестром №2, кода третьей части
Коммуникабельность.
Бах. Искусство фуги.
Орландо Лассо. Мотеты.
Шенберг. Концерты: для ф-но с оркестром, для скрипки с оркестром, 5 пьес для оркестра
оп. 16.
Веберн. Симфония, Вариации для оркестра, квартеты.
Шнитке. Симфонии №№ 1;4. Концерт для скрипки с оркестром.
Штраус. Так говорил Заратустра.
Бортнянский. Хоровые концерты.
Оптимизм.
Моцарт. Маленькая ночная серенада (4 часть).
Бетховен. Рондо. Ярость по поводу потерянного гроша.
Вебер. Вечное движение.
Чайковский. Итальянское каприччио, кода.
Штраус. Полька-пиццикато, Галоп. Вечное движение.
Глинка. Арагонская хота.
Шостакович. Праздничная увертюра.
Правило использования музыки: «Подобное стремится к подобному». Альтшуллер применительно к сеансам музыкотерапии рекомендовал метод изопринципа, согласно которому человеку предлагается музыка, соответствующая его психическому состоянию в данный момент (этап отреагирования), а затем используются мажорные оптимистические произведения (этап формирования позитивных состояний).
При подборе музыки следует также учитывать жанр: классика, легкая музыка, рок, джаз, которые также оказывают специфическое влияние.
Легкая музыка.
|
Классическая музыка.
|
Низкая когнитивная сложность
|
Высокая когнитивная сложность
|
Ритм- наиболее важное средство выражения
|
Мелодия и гармония - наиболее важные средства выражения
|
Преобладание мелких форм
|
Преобладание крупных форм
|
Художественный образ статичен
|
Художественный образ динамичен
|
Восприятие поверхностное и рассеянное
|
Восприятие углубленное и сосредоточенное.
|
Направленность переживания преимущественно экстравертированная (внешне направленная).
|
Направленность переживания преимущественно интравертированная (внутренне направленная).
|
Разрядка музыкального переживания
|
Разрядка музыкального переживания
|
осуществляется в движении
|
осуществляется в образах фантазии и воображения.
|
Музыкальное произведение как бы нисходит к потенциальным возможностям слушателя.
|
Музыкальное произведение требует, чтобы слушатель в своем развитии как бы поднялся до его уровня.
|
Музыка неотделима от повседневного быта, для которого она служит фоном для решения житейских задач.
|
Музыка отделена от повседневного фона жизни и является самоцелью для решения духовных и эстетических задач.
|
Музыка приобщает человека к жизни в непосредственном социальном окружении «здесь и сейчас».
|
Музыка приобщает человека к вечным идеалам всего человечества по принципу «везде и всегда».
|
Выразительные средства имеют тенденцию К унификации и космополитизму
|
Выразительные средства стремятся быть самобытными и оригинальными.
|
Наибольшую ценность для слушателя имеют новые произведения.
|
Наибольшую ценность для слушателя имеют старые произведения.
|
Популярность музыки обусловливается личностью исполнителя
|
Популярность музыки обусловливается именем композитора.
|
Самосознание личности растворяется в коллективном переживании
|
Самосознание личности концентрируется в субъективном переживании.
|
|