Развиваемся, играя
Молодых родителей часто волнует вопрос: чем заниматься с малышом, как правильно его развивать? Психологи считают, что в первый год жизни ребенка особенно важно обращать внимание на развитие его органов чувств и двигательной системы.
ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ ТРЕХ ДО ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ
Развитие двигательных способностей ребенка.
1. Возьмите малыша за руки и осторожно потяните на себя, так, чтобы он поднял туловище. Потом бережно положите обратно. Эта игра укрепляет мышцы живота малыша и одновременно дает ему возможность по-новому увидеть окружающий мир.
2. Для того чтобы помочь ребенку в освоении навыков переворачивания (перекат) своего тела, предложите ему такое упражнение: подложите руку под его плечо и в ритм веселой песенке осторожно покачайте его из стороны в сторону, и пусть он попробует перевернуться сам.
3. Положите малыша на пол животиком. На расстоянии 70 см от его лица покатайте из стороны в сторону яркий мячик. Это упражнение развивает координацию движений глаз и рук.
4. Положите игрушку на таком расстоянии от малыша, чтобы он не мог добраться до нее рукой. Это будет стимулировать развитие навыков ползания. Если в течение нескольких секунд ребенок не сможет дотянуться до игрушки, положите ее рядом с ним.
5. Две погремушки свяжите за тонкую часть так, чтобы расстояние между ними было около 10 см. Дайте ребенку в руки одну из погремушек. Проследите за его попытками схватить второй погремушку.
6. Посадите малыша на высокий детский стул или посадите его так, чтобы он мог спинкой на что-нибудь опереться. Опустите его руки вниз и спросите: «Ты большой?" Затем поднимите руки над головой и скажите: «Вот какой ты большой!»
7. Дайте малышу игрушку сначала в одну руку, а затем переложите ее в другую. Это будет способствовать выработке навыка перекладывание предмета из руки в руку.
Развитие сенсорных способностей ребенка:
1. Натяните в манеже веревку с катушкой или повесьте цепочку из колец для занавески. (Эти «звучащие» бусы можно закрепить и между двух стульев.)
2. Знакомьтесь ребенка с разными ритмами. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую, читайте малышу произведения разных стихотворных размеров. Прослушав мелодию, где есть четкий ритм, попробуйте хлопать в ладоши в такт музыке или используйте для этого деревянные ложки, барабан, бубен, прищепки для белья и другие предметы, которые издают звуки.
3. Наденьте малышу на запястье манжету с аккуратно пришитым колокольчиком. Осторожно потрясите рукой ребенка, чтобы он посмотрел на нее и заметил колокольчик. Затем наденьте эту манжету на другую руку и снова потрясите, на этот раз немного сильнее. Это упражнение поможет малышу лучше узнать части своего тела и развить координацию движений глаз и рук.
Развитие познавательных способностей ребенка
Позвените колокольчиком так, чтобы ребенок смог его заметить. Затем уберите колокольчик из поля зрения малыша и снова позвените. Понаблюдайте, начнет ли ребенок искать его глазами (то же можно сделать с погремушкой или пищащей игрушкой). Это упражнение будет способствовать постепенному укреплению памяти.
1. Поиграйте с малышом в прятки. Попробуйте сначала закрыть руками глаза, потом - его. Накройте голову одеялом и выглянут, сказав «ку-ку!»
2. Соорудите в детском манеже небольшую картонную горку. Покажите ребенку, как катится с нее игрушка на колесиках.
3. Подержите малыша перед большим зеркалом, чтобы он увидел себя в полный рост. Пусть ребенок внимательно рассмотрит свое отражение. Покажите ему, где в зеркале мама, а где - он.
ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ, которым уже исполнилось ПОЛГОДА
Развитие двигательных способностей
- Сядьте на удобный стул и покачивайте ребенка. Положите ногу на ногу и посадите малыша себе на лодыжку. Поддерживайте его за ручки. Покачивайте ногой и спойте песенку, меняя темп исполнения. Согласно ритма качайте и малютку: то медленно, то быстро. Такие игры развивают чувство равновесия, малыш учится контролировать свои движения.
- Соорудите перед ребенком своеобразную полосу препятствий, положив несколько подушек в наволочках из разной ткани. Пусть малыш попробует перебраться через них.
- Отличный способ побудить карапуза ползать - показать ему, как движется мячик. Обратите внимание малыша на мяч и начните медленно передвигать его на определенном расстоянии от ребенка.
- Когда малыш держит в обеих руках игрушки, предложите ему взять третью. Сначала он попытается схватить ее, не выпуская из рук те, которые держит. Но через некоторое время поймет, что прежде чем взять еще один предмет, нужно освободить руки.
- Подвесьте к потолку на веревочке несколько маленьких резиновых мячиков. Игра с ними развивает точную координацию руки.
Развитие познавательных способностей
- Спрячьте любимую игрушку под одеяло или накройте салфеткой так, чтобы было видно ее край. Проследите, как малыш будет доставать ее.
- Показывайте ребенку различные действия с предметами (стучите двумя игрушками друг о друга, катайте шарик по столу ...) и наблюдайте, стремиться ли малыш повторить ваши движения.
- Вырежьте из журнала большие картинки с изображением животных и предметов, знакомых ребенку. Наклейте на листе плотной бумаги, чтобы получилась книжка. Затем усадите малыша к себе на колени и «почитайте» ему.
- Пусть малыш исследует отражения в зеркале. До этого он должен увидеть игрушку своими глазами, а потом покажите ее зеркальное отражение. Проследите за действиями и реакцией ребенка.
- Сожмите в ладони резиновую игрушку так, чтобы ребенок услышала писк. Спрячьте ее под одеяло на глазах у малыша, и пусть он попробует найти игрушку.
- Во время купания опустите в детскую ванночку несколько маленьких ярких игрушек. Каждый раз, когда в руках ребенка окажется одна из них, рассказывайте ему об этом персонаже.
- Прежде чем выключить перед сном свет, скажите малышу: «Свет погас». Через некоторое время он поймет, что это значит. Возьмите за правило комментировать свои действия.
- Переодевая или купая ребенка, называйте ему части тела и лица, которых вы касаетесь.
- Поставьте у стены стул, на котором сидит малыш, и закатите под него мячик так, чтобы он ударился о стену и выкатился обратно. Посмотрите, следит ли ребенок за мячом.
|