Во сколько лет стоит начинать рисование с малышом? Прежде всего, каждый из родителей должен решить этот вопрос сам, глядя на желание и интерес ребенка к этой теме. К полугоду опыт вашего малыша невероятно обширен. К 6-7 месяцам кроха уже сидит за общим столом, пробует делать первые шаги, всего и не перечислить! Почему бы не заняться рисованием?
Начните с того, что рисуйте при малыше сами. Показывайте ему краски, называйте их, демонстрируйте сочетания цветов. Общаясь с ребенком, называйте вещи своими именами. Называя какой-то предмет, добавляйте название цвета этого предмета (зеленые листья, голубое небо, желтое солнце), причем важно использовать не только основные цвета, но и их оттенки: розовый, бирюзовый, изумрудный, бежевый и т.д. Ребенок с легкостью, без труда, все это запомнит. Все цвета радуги Вы можете подобрать для малыша сами, а можете найти в комплекте "100 цветов" вместе с играми, цветными сказками и волшебной Капелькой.
Первые уроки рисования – это важное событие в жизни малыша. Ведь не секрет, что первые впечатления являются наиболее яркими и наиболее запоминающимися. Именно они закладывают основу будущих рисунков и отношение к рисунку как к творчеству и процессу творения. Поэтому желательно развивать мелкую и так называемую пишущую моторику, а также усидчивость и глазомер малыша с помощью подобных упражнений:
- Развиваем тактильные ощущения
Можно взять картонки, приклеить на них различные на ощупь ткани, вату, мех, наждачную бумагу. Сначала пусть ребенок перебирает их, потом отгадывает на ощупь. Познакомьте его со значением слов «приятное», «гладкое», «шершавое», «мягкое», «твердое», «пушистое» и т.д.
Малыш все тянет в рот, поэтому вместо полюбившегося родителям соленого теста лучше использовать слоеное - оно безопаснее для пробы "на зуб". Если вы на кухне, устройте малыша рядом в детском стульчике и дайте ему кусочек теста. Вряд ли будет создано что-то выдающееся или даже узнаваемое - в таком возрасте важнее сам процесс. Особо удачные "произведения" можно тут же запечь в духовке и потом угостить ими папу или бабушку с дедушкой.
Например, пальцем по манной крупе (берем тот же поднос, насыпаем манку - "рабочее место" готово), а также на запотевшем куске оргстекла или пластмассовой пластине. На плотной бумаге можно рисовать кусочками свеклы, моркови (как мелками).
Сейчас в продаже есть макаронные изделия самых разных форм: рожки, колечки, даже буквы. Их можно нанизывать на шнурок или сделать аппликацию: налепить в произвольном порядке на основу - пласт слоеного теста.
Если вы шьете или вышиваете, не отказывайте малышу в удовольствии "делать как мама".
Иголкой с ниткой малышу послужат яркие тряпичные или кожаные шнурки (в продаже встречаются шнурки самых разных цветов и оттенков). Вместо обычной ткани вполне подойдет марля, закрепленная на обычных вышивальных пяльцах, - ее легко протыкать даже шнурком. Когда малыш научится делать стежки, можно предложить ему пришить к той же марле крупную пуговицу. А можно создать и настоящее панно. Приготовьте кусок плотной ткани для основы (поначалу примерно 20х30 см) и элементы "аппликации" - кусочки ткани разных форм и размеров. При помощи дырокола сделайте в основе и этих кусочках отверстия, дайте малышу в руки шнурок - и ребёнок получит возможность пришить одну ткань к другой уже привычным ему способом. Так же можно шить вещи для больших кукол.
- С 9 месяцев можно переходить к настоящему творчеству.
Рисовать нужно на больших листах бумаги, на обоях, так как дети в этом возрасте рисуют от плеча. Лучше начинать с маркера, затем, до года, добавить ручки, карандаши.
Убедительная просьба: не ждите от своего «маленького художника» сразу полотен Репина или Левитана. Помните, что, начав рисовать, он уже является самым лучшим Художником во Вселенной. Для первого раза его надо похвалить не меньше 20 раз. Не зря говорит русская поговорка: «кашу маслом не испортишь». Помните: первое движение карандашом по листу бумаги это замечательный процесс познания ребенком и взрослым картины Мира.
А с полотнами великих художников уже можно знакомить малыша: показывайте ему качественные, яркие репродукции, описывайте содержание полотна, рассказывайте детали. Просто и доступно представлены мировые шедевры в комплекте "Времена года в искусстве. 100 шедевров для самых маленьких". В каждой карточке - интересные описания сюжетов картин, жизни художников, направлений в искусстве. 19 иллюстрированных творческих заданий в подарок! Приучайте малыша к искусству с детства!
На что похожи первые рисунки?
Первый рисунок будет состоять из горизонтальных линий, через два месяца появятся вертикали, затем ребенок поймет, что есть еще и кружочки, а после этого он начнет соединять все линии вместе.
К 1,5 годам ребёнок начинает рисовать сюжетные рисунки. Важно давать рисовать крохе и правой, и левой рукой. Левая должна обязательно участвовать в процессе, это поможет развиваться малышу гармонично.
Размер бумаги уменьшается (примерно до формата А3: 30x40 см), так как ребёнок начинает рисовать «от локтя».
К 2-м годам он зарисует кистью руки, а позже – пальцами. Чтобы ускорить этот процесс, очень важно научить малыша рисовать мелкие предметы, например, нарисуйте машинку и попросите раскрасить колесики, кузов. К дереву - нарисовать листочки. Нарисуйте цыпленка и попросите нарисовать ножки, глазки, клюв (это занятие для детей 1,5-2 лет).
Роль рисования в формировании речи у ребенка.
Как известно многим взрослым - стимуляция работы мелкой моторики, а именно движение пальцами рук: быстрые, медленные, осознанные, приводит к увеличению и активизации речевой деятельности. Чем больше этому уделяется внимание в период, когда ребёнок начинает говорить, тем быстрее идет процесс постановки речи.
Рисование в свою очередь выполняет сразу несколько функций: эстетическое восприятие мира через рисунок, усиление речевой активности, а также повышение самооценки ребенка.
Рисование также полезно детям для разгрузки, помогает справиться со стрессами, напряжениями. Например, если ребёнку приснилось что-то плохое, то предложите ему нарисовать это, и всё будет в порядке.
А самое главное, в любом возрасте рисование – это истинное удовольствие!