По их наблюдениям, 14-месячные дети, способные объяснить большее число явлений при помощи жестов, к четырем с половиной годам накапливают больший словарный запас.
Психологи из Чикагского университета заключили, что родители и учителя могут способствовать развитию речи у детей, поощряя их жестикулировать.
Результаты исследования опубликованы в журнале Science.
"Рука об руку"
Исследователи также выяснили, что дети из семей с более высоким доходом и более образованными родителями больше используют жесты в совсем юном возрасте.
Эти же дети, как правило, накапливают более богатый словарный запас к школьному возрасту.
"То, что мы увидели, противоречит общепринятому мнению, - говорит один из авторов исследования Сьюзан Голдин-Мидоу. - Ваши бабушки наверняка говорили вам, что если хочешь хорошо объяснять свои мысли, то не нужно махать руками".
Однако, по словам Голдин-Мидоу, несмотря на это укоренившееся в высших социально-экономических классов убеждение, группа исследователей обнаружила, что в более образованных и обеспеченных семьях более активно используют жесты.
"Жесты и речь идут рука об руку", - говорит она.
Полезное дополнение
Специалисты давно отмечали, что в семьях с более высоким уровнем образования и дохода принято больше общаться с детьми, а также использовать при разговоре с малышами более сложные предложения.
Однако нынешнее исследование уделяет особое внимание тому, насколько важную роль в развитии детей играют жесты.
Исследователи основывают свои выводы на изучении 50 семей, представляющих разные социально-экономические классы.
Специалисты запечатлели на видеопленку полтора часа повседневной жизни.
За это время 14-месячные дети более образованных родителей демонстрировали жесты, обозначающие в среднем 24 явления.
В семьях с более низким уровнем образования и дохода этот показатель составлял в среднем 13. Как правило, дети из таких семей обладают гораздо более скудным словарным запасом к началу школьного обучения.
Ученые не проводят прямой связи между жестикуляцией в раннем возрасте и последующим развитием речи.
Однако авторы исследования указывают на существование двух возможных механизмов, при помощи которых жесты могут способствовать увеличению словарного запаса.
"Детские жесты могут играть опосредованную роль в изучении слов, выпытывая их у родителей. Например, если ребенок показывает на куклу, мать может сказать: "Да, это кукла", - называя словом предмет, ставший объектом внимания ребенка", - пишут исследователи из Чикагского университета.
Связь может быть и менее сложной, поскольку жесты позволяют детям описывать значения, выразить которые при помощи слов им слишком сложно.