ЧУДЕСНЫЙ
        МИР
    ДЕТСТВА
044  223 93 76


097  367 24 94


095  129 16 73
info@umnica.com.ua
Поиск товаров искать в найденном Расширенный поиск
Каталог
Программа Развития Интеллекта
Специальные предложения
Чтение и речь
Английский язык с рождения
Мышление, Математика и логика
Основы программирования для самых маленьких
Творчество и музыка
Окружающий мир
Вундеркинд с пеленок (от 0 до 7 лет)
Воспитание сказкой и Эмоциональный интеллект
Книги Елены Бахтиной ("Школа гениев" от 2 лет)
Развивающие настольные игры "Банда умников" (от 4 лет)
Развивающие обучающие игры
Комплекты со скидкой (уценка)
КОСМИЧЕСКИЙ ПЕСОК (КИНЕТИЧЕСКИЙ ПЕСОК)
Конструкторы-игрушки деревянные "Вуди" (Woody)
Конструкторы из настоящих кирпичиков Brickmaster от 3 до 103 лет
Надувные круги SWIMTRAINER (от 0 до 8 лет)
Десятое королевство (развивающие игры для детей)
Первые пазлы (First puzzles)
Рабочие тетради "Я могу"
Распорядок дня для детей. Игра-органайзер (ТМ OKID)
Рабочие Тетради Юлии Фишер
Детский календарь знаний (изучение погоды, дней недели,месяцев, времён года)
Авторизация
Логин
Пароль

Регистрация  |  Мой пароль?
Новинки (гориз. прокрутка)

Рабочая тетрадь для детей 2 – 3 лет «ФЭМП»
грн.395.00
Рабочая тетрадь для детей 2 – 3 лет «ФЭМП»

Я могу читать сам! 2 ступень. 5+
грн.165.00
Я могу читать сам! 2 ступень. 5+

Я могу вырезать и клеить! Для детей 5-6 лет
грн.165.00
Я могу вырезать и клеить! Для детей 5-6 лет

Рабочая тетрадь для детей от 2 – 3 лет «Развивашки для девочек»
грн.395.00
Рабочая тетрадь для детей от 2 – 3 лет «Развивашки для девочек»

Рабочая тетрадь для детей от 2 – 3 лет «Развивашки для мальчиков»
грн.395.00
Рабочая тетрадь для детей от 2 – 3 лет «Развивашки для мальчиков»

Рабочая тетрадь для детей 3 – 7 лет «Внимание»
грн.395.00
Рабочая тетрадь для детей 3 – 7 лет «Внимание»

Рабочая тетрадь № 11 для детей 5 – 6 лет «Прописи»
грн.395.00
Рабочая тетрадь № 11 для детей 5 – 6 лет «Прописи»

Рабочая тетрадь № 12 для детей 5 – 6 лет «Логика и познание»
грн.395.00
Рабочая тетрадь № 12 для детей 5 – 6 лет «Логика и познание»

Рабочая тетрадь для детей 2 – 3 лет «ФЭМП»
грн.395.00
Рабочая тетрадь для детей 2 – 3 лет «ФЭМП»

Я могу читать сам! 2 ступень. 5+
грн.165.00
Я могу читать сам! 2 ступень. 5+

Я могу вырезать и клеить! Для детей 5-6 лет
грн.165.00
Я могу вырезать и клеить! Для детей 5-6 лет

Рабочая тетрадь для детей от 2 – 3 лет «Развивашки для девочек»
грн.395.00
Рабочая тетрадь для детей от 2 – 3 лет «Развивашки для девочек»

Рабочая тетрадь для детей от 2 – 3 лет «Развивашки для мальчиков»
грн.395.00
Рабочая тетрадь для детей от 2 – 3 лет «Развивашки для мальчиков»

Рабочая тетрадь для детей 3 – 7 лет «Внимание»
грн.395.00
Рабочая тетрадь для детей 3 – 7 лет «Внимание»

Рабочая тетрадь № 11 для детей 5 – 6 лет «Прописи»
грн.395.00
Рабочая тетрадь № 11 для детей 5 – 6 лет «Прописи»

Рабочая тетрадь № 12 для детей 5 – 6 лет «Логика и познание»
грн.395.00
Рабочая тетрадь № 12 для детей 5 – 6 лет «Логика и познание»
 
Новости
Дата публикации: 21.04.2010
Дети – вундеркинды.

Дети – вундеркинды.

 Вундеркинд, как говорится в словарях, - это ребенок, который обнаруживает необыкновенный для своего возраста умственное развитие или выдающуюся одаренность в какой-нибудь области науки или искусства. Иногда  употребляется в ироническом значении. Итак, речь идет об исключительных способностях, подмеченных большей частью у дошкольников.

Какая мать или отец не виднеются о том, чтобы из их малыша вырос настоящий талант, чтобы он стал если не прославленным, и по крайней мере не хуже других ученым, артистом, писателем, музыкантом? В этом нет ничего плохого. Наоборот, очень хорошо, когда можно мечтать о счастливом, радостное будущее своих потомков. Сколько из тех, кто еще недавно сидел за партами, уже показали себя способными, талантливыми членами нашего общества, деятелями науки, техники, культуры. И, вероятно, во многих из них осуществились те давние мечты.

Растет в семьи мальчик. Едва научился ходить и разговаривать, еще ничего такого не знает и не умеет. Для родных он, разумеется, наилучший в мире, самый умный и вообще чрезвычайно одаренный. А руки у него особые, такие, как у гениальных музыкантов. Начинают учить его музыки. Мальчику сначала интересно, а родители уже видят в этом проявление призвания. И «призвание» хватает лишь на несколько занятий. Учительница убеждается, что никаких особых музыкальных задатков у ребенка нет, начинает объяснять родителям, которое главное в обучении музыке не пальцы, а «внутренний» слух, ощущение ритма, т.е. самое то, чего их ребёнку как раз нехватает. И где там! Его силком сажают за инструмент, прибегают к наказаниям, лишают мальчика радости детства. Он готов поломать пианино, возненавидел учительницу. Кому и какая польза от таких мечтаний?
Мальчик из только что приведенного примера запротестовал, так как у него нет ни соответствующих склонностей, ни желание. Можно надеяться, что родители, наконец, поймут это и оставят свои намерения. А бывает же и хуже. Иногда взрослым удается убедить обычных себе сына или дочурку, будто те в самом деле одаренные. Тогда они выступают единым фронтом против всех, кто «мешает развитию таланта». И главное — все это морально развращает ребенка. Он и сам начинает считать себя исключительной, не такой, как другие его ровесники. Отсюда рождается превосходство, зазнайство, неуважение в отношении к присутствующим. Именно здесь — и болезненное самолюбие,   и  чрезвычайная   оскорбительность,  завистливость.   В  семьи такое лицо растет лодырем. Ее освобождают от любых обязанностей, обеспечивают всем нужным и ненужным, дают поблажку всем ее прихотям. И вырастает из нее самовлюбленный эгоист и иждивенец, который, в конце концов, вступает в конфликт с обществом, которое не признает ни эгоизма, ни потребителей благ. И ходит он непризнанным «гением», а то и нагло добивается незаслуженных привилегий.

Проблема способностей человека — одна из главных в выявлении индивидуальных особенностей.  Изучение художественных, музыкальных, литературных, технических, математических и других способностей показало, что они развиваются в процессе деятельности и не могут быть прирожденными или передаваться в наследство. Естественной основой их выступают задатки — определенные анатомо-фізіологічні механизмы, которые создают лучшие или худшие условия для развития способностей, тем не менее сами по себе не определяют их содержания и структуры. Связь между задатками и способностями сложный и многозначительный. Он оказывается, в частности, в том, что на базе одних и тех же задатков могут формироваться разные способности и наоборот. Иначе говоря, генетическая программа индивида, будучи предпосылкой способностей, не обуславливает однозначно их развития. Естественные данные реализуются не одинаково смотря по общественным обстоятельствам и деятельности самого человека. Именно в этом оказывается единство биологического и социального.

Нельзя признать научными теории о врожденности способностей, которые словно  целиком определяются генетической программой индивида, а процесс их формирования это лишь развертыванием этой программы. Не имеют оснований и утверждение, будто естественные предпосылки совсем не связанные со способностями, и каждый человек может реализовать любые из них.

Способности нужно воспитывать и развивать. Эта задача полагается не только на школу и другие учреждения, призваны стимулировать детскую самодеятельность и творчество, а и на семью. И нужно, разумеется, помнить, что в этом деле недопустимые всяческие крайности.

Никто не может заведомо сказать уверенно о собственных способностях, как и о чужих, пока не убедится в них на деле. Музыкальные способности проверяются в пении или игре на инструментах, художественные — в изобразительной деятельности, математические — при решении задач и т.п.. Итак, если ребенок не занимался с музыкантом, о ее одаренности в этом плане ничего сказать нельзя. Это касается и всех других способностей, так как они оказываются и формируются в конкретной деятельности.

И кое-кто прибегает к другой крайности, считая, что ребенок должна  перепробовать и музыку,  и живопись, и технику и множество других дел, чтобы можно было судить о тех или другие способности. Немало родителей бездумно становятся именно на этот путь: начинают учить своего потомка музыки, водят к изобразительной студии, дому технического творчества. А он, вконец перегруженный, не имеет права даже на досуг, нервная система его перенапрягается, ребенок становится грубым, раздражительным. А родители снова и снова тянут его за руку к пианино или поставляют новыми кистями или «конструктором». А или есть в этом потребность?

Некоторые дети в трехлетнем возрасте овладевают азбуку, быстро учатся читать, сочиняют стихи, и притом довольно совершенные, искусно владеют игрой на музыкальном инструменте и т.п.. Путь к творчеству в детстве может быть и нелегким. От взрослых зависит облегчить его заботой и вниманием или усложнить чрезмерными требованиями к юному обдариванию, давлением, неоправданным ожиданием на быстрый успех.

Для утверждения одаренности ребенка нужно создать условия, за которые она могла бы развиваться всесторонне. И для этого важно прежде всего воспитывать у нее такие качества, как усидчивость, трудолюбие, умение сосредоточиваться, преодолевать посильные трудности, т.е. то, без чего не разовьет ни одна способность. Конечно, желательно, чтобы дети принимали участие в работе кружков, технических станций, художественной самодеятельности. Тем не менее ко всему приобщить их нельзя, так как в них — свои интересы, склонности, и, в конце концов, существует определенная граница выносливости организма.

У способностей и одаренности есть определенные признаки: интерес и склонность к какому-то виду деятельности и элементы оригинальности в ней, поезд к творчеству. О них можно судить и по тому, как при равных условиях дети справляются с выполнением одинаковых задач, быстрыми темпами овладевают знаниями, уменьями и привычками, которых успехов при этом достигают.

Изучение этих показателей убеждает, что способности малышей даже до одних и тех же видов деятельности неодинаковые, что одни больше проявляют интерес и способности ы к конструированию и безразличны  к музыке или живописи, другие же — посредственные  конструкторы,   но  обнаруживают  незаурядную музыкальность или художественные способности. Поэтому, не зная, к чему ребенок преимущественно склонен, не следует даже в мечтах считать ее «талантом». Так как его может и не быть, а не осуществленные надежды, неминуемые разочарования повредят здоровым росткам.

Итак, речь идет о необходимости правильного подхода к воспитанникам с точки зрения оценки их способностей. В этом деле нужно быть особенно осторожными, так как одинаково вредно или приучать малышей к мысли об их особой одаренности, если такой нет, или не замечать ее. Одинаково настораживает, когда о ребенке, который ни в чем себя еще не проявила, говорят: «Он у нас такой способный!» или наоборот: «Ты ни к чему не способен».

Мишка, вообще красивый мальчик, к которому учителя младших классов не имели серьезных претензий, в пятом начал учиться на тройки, шестой — едва законьчил, а в седьмом на него уже махнули рукой как на совсем безнадежного. Мальчика и раньше не было слышать, будто и в классе нет. А теперь он часто, вообще не приходил к школе. Вместо уроков идет себе у лес, где его все привлекает, все интересует: и птичьи пения, и шелест могущественных дубов, и яркие солнечные лучи, и тени на лужайках. Знает, где можно найти грибы, покажет все птичьи гнезда. ЕСТЬ у него и большая тайна — знакомый лесник. Чуткий дядя, лучший родного отца, учителей. От них Мишка только и слышит: «Дурак, несчастье на нашу голову, неумеха». А от лесника — ни одного обидного слова. За неуспеваимость  в школе, правда, не похвалил, но и не прогнал. Лесник по этому поводу спрашивал себя, правильно ли сделал, и решил: «Правильно». Нельзя было прогонять мальчика: он сообразительный, душевный, кроткий. А прогонишь — пойдет блуждать да и натолкнется на плохую компанию. А любознательный, хороший мальчик... жаль.

Не так просто заглянуть в тайные уголки детской души, и и удается не каждому. Но заглядывать нужно. Особенно в души таких Мишек, которые и сами не знают, к чему способны, чего хотят. Какое-то неосторожное слово наподобие «неумеха» или «пустая голова» — и ребенок заперся, оградился от тех, что призван его растить, пробуждать творческую заботу.

Возвратить веру в себя, в собственные силы и способности — чрезвычайно сложно. Во избежание этого, взрослым нужно быть более внимательными, к своему ребенку, помогать ему своевременно найти пусть, маленькое призвание.

Приходится делать ударение на том, что, что нет детей, ни к чему не способных, совсем неспособных. Это противоречит самой сущности человека, который «в своей действительности... есть совокупность общественного отношения». Тем не менее не всегда составляются благоприятные условия для развития способностей. Тогда и возникает проблема невыявленных возможностей, неиспользованных резервов, проблема «трудных» детей, среди которых немало одаренных.

Способности у малышей проявляются довольно рано, причем во всех доступных им видах деятельности. Об этом убедительно свидетельствуют, в частности, наблюдение за коллективной деятельностью дошкольников, где их можно сравнивать. Раннее проявление способностей имеет, разумеется, несовершенные формы, так как для их развития нужны , знание, умение, определенная мера сформированности интеллектуальных и других психических качеств. И они постепенно, со временем приобретаются. А вот присмотреться к ранним проявлениям очень важно. Здесь все имеет значение: чем вообще интересуется ребенок, насколько стойкую склонность обнаруживает он к какой-то деятельности, сам подход и мера углубленности, конкретные результаты. Учет этих факторов — необходимое условие раннего выявления и дальнейшего развития детских способностей.

Выше рассматривались две распространенных ошибки взрослых в оценке способностей, и в воспитании детей. Это, с одной стороны, переоценка; которая встречается чаще всего, а с другого — недооценка их. И то, и другое одинаково вредно — и в общевоспитательном плане, когда отношение к воспитанникам без учета их реальных возможностей вызывает какие-то отклонения в поведении и психике, и учитывая развитие самых способностей.

Недооценка не создает благоприятных условий для развития способностей и есть одной из главных причин его задержки. Равнодушие к склонностям и интересам детей, позиция наподобие «пусть подрастет, а там видно будет» не имеют ничего общего с осторожностью и неторопливостью в выявлении способностей, с ответственным отношением к нему и могут практически заглушить настоящее дарованне.

Никак не лучшая с этой точки зрения и переоценка способностей. Кроме морального ущерба, о котором уже говорилось, это вредит самому их развитию, так как в этом случае старается всячески форсировать склонности, которые в самом деле есть у ребенка, словно руководствуясь пословицей «цель оправдывает средства», или просто воспитывать у нее то, что захотелось  взрослым.

Так, способности нужно обнаруживать и развивать, так как все дети способные, хотя и по-разному, а среди них есть немало в самом деле одаренных, и  потому, что для их развития в нашем обществе созданы все условия. Предметные кружки, музыкальные, хореографические, художественные школы (училища), технические, юнашеские и другие станции, разные формы художественной самодеятельности, общеобразовательные школы с определенным уклоном для одаренных воспитанников (например, физик-математические), весь уклад нашей жизни призваны оказывать содействие развитию творческих способностей, расцвету талантов. Не последнюю роль сыграет здесь определенная индивидуализация и дифференциация обучения в обычных его формах.

И не менее важно формировать у малышей, и по возможности как можно раньше, так называемые общие способности, а точнее общие компоненты специальных способностей, т.е. способностей к конкретным видам деятельности.

В способностях объединяется индивидуальное, особое, и общее. Индивидуальное оказывается в том, что не бывает двух одинаковых художников или конструкторов,— у каждого своя манера, свой стиль работы. Особое касается качественных характеристик способности к отдельным видам деятельности: художественные способности по смыслу, структурой, средствами выявления отличаются от технических и т.п.. Общее — это то, что входит в структуру всех конкретных способностей. Именно оно должно быть предметом усиленного внимания в воспитании детей независимо от их индивидуальных особенностей. Никакой способности нельзя развить без соответствующих знаний и умений, без внимательности, настойчивости, чувство ответственности за порученное дело и стремление доказывать ее до конца, привычки к трудовому усилию, трудолюбию.

Наличие этих качеств может компенсировать недостаточный уровень какой-то способности и является ручательством того, что и при средних способностях можно достичь значительных успехов в обучении или трудовой деятельности. Не следует забывать, что и талант как высшее проявление одаренности — это прежде всего постоянная, настойчивая, кропотливая и целенаправленная работа.

Б. Ф. Баев

 

 

 
© 2009-2013 Интернет-магазин "УМНИЦА"