ЧУДЕСНЫЙ
        МИР
    ДЕТСТВА
044  223 93 76


097  367 24 94


095  129 16 73
info@umnica.com.ua
Поиск товаров искать в найденном Расширенный поиск
Каталог
Академия "Умница" от 2,5 лет
Программа Развития Интеллекта
Английский язык с рождения
Чтение и речь
Эмоциональный интеллект
Мышление, Математика и логика
Воспитание сказкой (от 2 лет)
Творчество для детей
Вундеркинд с пеленок (от 0 до 7 лет)
Окружающий мир
Книги Елены Бахтиной ("Школа гениев" от 2 лет)
Развивающие настольные игры "Банда умников" (от 4 лет)
Комплекты со скидкой (уценка)
Развивающие обучающие игры
КОСМИЧЕСКИЙ ПЕСОК (КИНЕТИЧЕСКИЙ ПЕСОК)
Конструкторы-игрушки деревянные "Вуди" (Woody)
Конструкторы из настоящих кирпичиков Brickmaster от 3 до 103 лет
Надувные круги SWIMTRAINER (от 0 до 8 лет)
Детские домики для игр
Ароматическое лото "АромаBox"
Десятое королевство (развивающие игры для детей)
Первые пазлы (First puzzles)
Рабочие тетради "Я могу"
Распорядок дня для детей. Игра-органайзер (ТМ OKID)
Рабочие Тетради Юлии Фишер
Детский календарь знаний (изучение погоды, дней недели,месяцев, времён года)
Авторизация
Логин
Пароль

Регистрация  |  Мой пароль?
Новинки (гориз. прокрутка)

Рабочая тетрадь для детей от 3 ло 6 лет «Каляка»
грн.395.00
Рабочая тетрадь для детей от 3 ло 6 лет «Каляка»

Рабочая тетрадь №10 для детей 5-6 лет «Считаем и решаем»
грн.395.00
Рабочая тетрадь №10 для детей 5-6 лет «Считаем и решаем»

Набор рабочих тетрадей для детей 4-5 лет со скидкой
грн.1 469.00
Набор рабочих тетрадей для детей 4-5 лет со скидкой

Комплект развивающих тетрадей Я могу. Серия 4-5 лет
грн.645.00
Комплект развивающих тетрадей Я могу. Серия 4-5 лет

Комплект развивающих тетрадей Я могу. Серия 3-4 года
грн.645.00
Комплект развивающих тетрадей Я могу. Серия 3-4 года

Комплект развивающих тетрадей Я могу. Серия 2-3 года
грн.645.00
Комплект развивающих тетрадей Я могу. Серия 2-3 года

Детский  календарь природы и погоды "Календарь знаний" на английском языке
грн.750.00
Детский календарь природы и погоды "Календарь знаний" на английском языке

Детский  календарь природы и погоды "Календарь знаний" на русском языке
грн.750.00
Детский календарь природы и погоды "Календарь знаний" на русском языке

Рабочая тетрадь для детей от 3 ло 6 лет «Каляка»
грн.395.00
Рабочая тетрадь для детей от 3 ло 6 лет «Каляка»

Рабочая тетрадь №10 для детей 5-6 лет «Считаем и решаем»
грн.395.00
Рабочая тетрадь №10 для детей 5-6 лет «Считаем и решаем»

Набор рабочих тетрадей для детей 4-5 лет со скидкой
грн.1 469.00
Набор рабочих тетрадей для детей 4-5 лет со скидкой

Комплект развивающих тетрадей Я могу. Серия 4-5 лет
грн.645.00
Комплект развивающих тетрадей Я могу. Серия 4-5 лет

Комплект развивающих тетрадей Я могу. Серия 3-4 года
грн.645.00
Комплект развивающих тетрадей Я могу. Серия 3-4 года

Комплект развивающих тетрадей Я могу. Серия 2-3 года
грн.645.00
Комплект развивающих тетрадей Я могу. Серия 2-3 года

Детский  календарь природы и погоды "Календарь знаний" на английском языке
грн.750.00
Детский календарь природы и погоды "Календарь знаний" на английском языке

Детский  календарь природы и погоды "Календарь знаний" на русском языке
грн.750.00
Детский календарь природы и погоды "Календарь знаний" на русском языке
 
Новости
Дата публикации: 28.07.2012
Родителям про игры и игрушки

 

Оставив восьмимесячного ребенка на старшего брата, мать ушла в магазин. Старший мальчик играл в тамагочи и, когда малыш заплакал, не услышал писка игрушки. Тамагошка «умерла» - ребенок оказался в больнице с сотрясением мозга, у старшего мальчика сильнейший стресс.

Забота о виртуального «малыша» затмила чувство к реальному маленького брата. Кусочек пластмассы и микросхем оказался агрессивен по своей сути. Манипулируя сознанием ребенка, он превратил его в раба игрушки, реальная любовь проиграла виртуальной ...

Чем руководствуются родители, покупая игрушку для своего ребенка? Задумываются они над тем, что игрушка - это не просто забава? Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, дает яркие, образы, и от того, какими они будут, зачастую зависят формирование нравственных представлений личности и ее развитие в целом. Какая она - современная игрушка? И какая она должна быть? Своим взглядом на эту проблему делится Вера Абраменкова, доктор психологических наук.

Что такое игрушка?

Игра и игрушка, по мнению ученых, - важнейшая составляющая любой культуры. Какая культура, такие и игрушки. Игрушка - культурное орудие, с помощью которого передается состояние современной культуры (цивилизации), направление движения: к жизни или смерти, процветанию или деградации, взаимопониманию или отчуждению. С помощью игры и игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложность мироздания.

Игра и игрушка - специфическое средство массовой информации, поскольку в них зафиксированы основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. СМИ построены на принципах игры (чем не игрушки современные газеты с бесчисленными сканвордами, кроссвордами, чайнворды? А сколько игр на телевидении!

Игрушка - тот же носитель информации для ребенка, как газета или Интернет для взрослого. Спросите себя: какую информацию она несет? Игрушка - агент национальной информационной безопасности. Например, куклы могут быть политическим предметом или, как иногда говорят, политическим фигурантом. Звучит курьезно. Однако если вспомнить телепередачу «Куклы» с персонажами, похожими на наших политических деятелей (аналоги этой передачи существуют во многих странах), задумаешься всерьез. В США недавно разразился скандал: мастер изготовил куклу в виде террориста Бен Ладена, живо распродавалась в магазинах.

Юным американцам очень понравилась новая игрушка-злодей. Тогда - «для равновесия» - изготовили куклу-героя с чертами президента Буша. Бизнес оказался выгодным - куклы буквально исчезали с прилавков. А потом автору кукол позвонили из Белого Дома и, выразив возмущение, обвинили в антипатриотизме и подрыве национальной безопасности США. Однако он сумел убедить, что игрушки формируют адекватное отношение юных американцев к президенту и могут положительно повлиять на будущую избирательную компанию.

Игрушка - духовный образ идеальной жизни, идеального мира, это архетип представлений о добре - настоящее или воображаемое. Настоящая игрушка утверждает добро и определяет различения добра и зла. Например, мячик символизирует совершенную форму шара - Солнца или Земли. Пирамидка - иерархическое мироздание.

Игрушка всегда выполняла кроме прочих и психотерапевтическую функцию - помогала ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Страх темноты, например, можно победить с помощью деревянного меча - орудия его преодоления. Иногда ребенок сам находит «игрушки» - предметы-функционеры, которые отвечают определенным, часто неосознанным его потребностям. Какой-нибудь корягу, камень, ракушка, гвоздик, тряпочка, птичье перо и др.. наделяются особыми свойствами, переживаниями и содержанием. Мы часто обнаруживаем подобный «мусор», пытаясь навести порядок в детском уголке или выворачивая карманы детской одежды перед стиркой. И каждый раз сталкиваемся с протестами и просьбами ребенка не выбрасывать их. Стоит задуматься: может быть, все-таки лучше камень, чем трансформер, или ракушка, чем монстр?

Помните: игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Или такие современные игрушки?

Современная игрушка - что это?

Современные девочки и мальчики, те самые, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, в действительности «разучиваются» конструктивно играть. Это беспокоит специалистов-психологов и педагогов во всем мире. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы прыгать, а бабочки летать?

Изменилась и само качество, сама суть детской игры: она стала невеселой, агрессивной, индивидуалистической. Оказалась прерванной многовековая цепь передачи игровой традиции от одного детского поколения другому. И это привело к кризису игровой культуры. Качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм - шалостей, забав, все чаще переходят в озорство и даже хулиганство: забавы с огнем, взрывами, жестокое обращение с животными, бессмысленное разрушение и т.п.

Необходимо возрождение традиционных народных игр - генетического фонда игровой культуры каждого народа. В ответ на вопрос «Во что ты любишь играть?" Большинство детей (от 4 до 6 лет) называли подвижные игры - салки и прятки, но правила игры, ее смысловой стержень сформулировать смогли лишь единицы, 5% вообще не могут вспомнить  игры, 4% назвали компьютерные игры, четверть детей вместо игры назвали игрушки (машинки, трансформеры, Барби), которыми они просто манипулировали. От  игры идут ее правилоповедения и соотнесения ее с образом идеального взрослого. К сожалению, совсем исчезли групповые игры - «воздух» детской жизни старших поколений.

Где казаки-разбойники, бояре, жмурки и другие детские радости? Все они вместе с считалками, закличками, песенками и другими формами детского фольклора - величайшего богатства нашей культуры - сохранялись в детской субкультуре на протяжении веков, передаваясь из уст в уста.

Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд гораздо более широком, чем его сверстник двести, сто, даже тридцать лет назад. Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и, конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм.

Я уже не говорю об экране телевизора, о мониторе компьютера - с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений. Мы все и наши дети живем в мире, заполненном до отказа разнообразными и ... недолговечными предметами: одноразовая посуда, белье, одежда и др.. А игрушки покупаются, как сказал один папа пятерых (!) детей, чемоданами и через месяц так же чемоданами выбрасываются. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица.

И психика ребенка не справляется - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представлениям о хорошем и плохом, добре и зле деформируются. Сенсорная агрессия окружающей ребенка нарушает стабильность и устойчивость мира, т.е. лишает маленького человека уверенности в том, что мир прочен, надежен, а значит, безопасен.

Серийная игрушка, с которой чаще всего, увы, имеет дело современный ребенок, по сути своей является антиигрушкой: в ней заложена идея обладания, а не радости познания мира, она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. Внешняя привлекательность игрушки-товара становится важнее игрового применения, отсюда - новые формы, материалы, не свойственные традиционной игрушке.

Сегодня детская игрушка как часть современной массовой культуры приводит устройство довольно мрачной и безрадостной картины мира, о чем свидетельствуют детские рисунки. Серийная игрушка по духу своему противостоит креативной (развивающий) игрушке, которая способствует развитию творческого потенциала ребенка, личностном и морально-духовному росту, провоцирует многообразие стратегии поведения. Это все так называемые архетипические игрушки - конструктивные, неопределенные, многофункциональные: мяч, обруч, палочку и др.. По сути своей креативная игрушка своими корнями уходит в народную игрушку.

В качестве компенсации «недоигранности» в своем собственном детстве у взрослых появляется манера оценивать любую вещь - вне зависимости от ее применения - как забаву, недействительность, игрушку. Современные взрослые с упоением играют в детские игры. Несколько лет назад демонстрировался американский фильм «Большой» о фантастической истории мальчика, превратившегося во взрослого человека, который сделал головокружительную карьеру на производстве ... игрушек, поскольку никто не знал детский потребительский рынок лучше него. Иногда мне кажется, что эта история не такая уж фантастическая, и преобразовавшиеся взрослые безответственно творят свои шалости в разных сферах жизни, словно поменявшись с детьми местами

Игрушка полезная и вредная.

К сожалению, игрушка покупается хорошо, - и, что нравится взрослым. Но часто она меньше подходит для детей. Во многих нынешних игрушках детское только то, что они маленькие. Какова же должна быть игрушка для ребенка? Источником радости, мотивом для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. В противоположность этому современные игрушки, зачастую изготовленные по западным образцам, не оставляют места для «додумывания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляет собой человека, заряженную энергиями западного общества.

Если ребенок с детства окружен подобным, то способность к вере, жалости, сострадания, милосердия будет в нем атрофирована. Став взрослым, он будет запрограммирован на служение тому, чьим пластмассовым подобиям отдавалось предпочтение в  первые годы  в своей жизни моменты игры, с чьей помощью происходило познание мира.

Игрушка способна породить чудовищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и детским психиатрам, врачам. Работы у них становится все больше.

Вот один пример. На прием к психологу пришла бабушка шестилетней внучки: девочка плохо спит, вскакивает ночью, часто плачет, боится входить в темную комнату. Выяснилось, что суперсовременная мама купила для дочери чертика с рогами и хвостом, вполне, как теперь модно выражаться, «прикольного» монстра. Сначала девочка обрадовалась, играла с ним. Но потом начались все эти не невротические проявления, а сама девочка жаловалась бабушке, что «чертик на нее смотрит», и становилась все беспокойнее. Мудрая бабушка вместе с внучкой взяли игрушку и на прогулке в парке, соорудив подобие костра, сожгли монстра, а остатки закопали под деревом. Девочка успокоилась, невротические проявления исчезли. Однако история не закончилась, поскольку мама, узнав об этом, обвинила бабушку в мракобесии и отстранила от воспитания дочери. Никакие доводы на маму не подействовали, налицо семейный конфликт, бабушка в слезах обратилась к психологу за помощью. Как доходчиво объяснить современной маме, какой духовной опасности она подвергает своего ребенка?

Игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу - учить добру и красоте, мудрости и сопереживанию. Наши дети почти не играют с игрушками отечественного производства. Психологи хором повторяют, что растет поколение, воспитанное на игрушках, которые не имеют ничего общего с нашей действительностью. Игрушки иностранных производителей занимают лучшие полки в магазинах. Они вводят ребенка в культуру другого народа, «перепрограммируют» душу на свой лад.

В начале XX века популярным сюжетом игрушки был образ воина-победителя. Сегодня на прилавках магазинов трудно найти игрушки, стимулирующие развитие патриотического сознания. Сейчас в продаже большое количество мягких игрушек, сошедшие с экранов телевизоров и «раскрученных» детских телесериалов: покемоны, монстры и др.. Эти персонажи, выдуманные хитроумными английскими, японскими, американскими психологами, приносят разработчикам огромные прибыли. Черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы, Бэтман, Человек-Паук - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни на более слабых - животных или маленьких детях.

Семилетний мальчик - любитель подобных игрушек - ловил цыплят и мучил их на глазах четырех-пятилетних малышей, несмотря на их слезы и просьбы. До этого он много раз смотрел кассеты с детскими «ужастиками», а любимой игрушкой у него был паук.

Есть известная психологическая методика - «несуществующее животное»: взрослому или ребенку предлагают нарисовать животное которой нет в мире, дать ему название (имя, и рассказать, где она живет, что любит делать, как питается и др.. По характеру рисунка и рассказу специалист может определить уровень способностей человека, характер отношений с окружающим миром, такие черты, как открытость, отзывчивость или агрессивность и т.п. Покемонов придумал, видно, человек, знакомый с этой методикой, очень агрессивный и тревожный. В переводе «поке-мон »- карманный монстр. Такое существо не может иметь точных аналогов в живой природе, оно не похоже ни на одно из известных живых существ. Например, обычный зайчик покемоном не является, но зайчик ярко-желтого цвета, способный бить током, как электрический скат, уже называется покемоном Пикачу.

Максимальная нелепость, неестественность, коварство и агрессивность - вот что свойственно всем покемонам. Показ в Японии несколько лет назад мультфильма про покемонов вызвал более 600 детей различные психические и соматические расстройства, многие попали в больницу с симптомами эпилептических припадков (падучей болезни). Мультфильм был снят с показа, его переделали и ... продали нам. Наши дети носят покемонов на одежде, едят в виде сладостей, читают о них в книгах и, главное, требуют у родителей покупать такие игрушки.

А те и рады, не задумываясь о последствиях вступления их чада в общение с «резко негативным информационным полем», как говорят ученые. Почти половина мальчиков и девочек всего мира в восторге от покемонов, а мировые продажи «покемонских» товаров - игральные карты, видеоигры, раскраски, сладости и др.. - Оцениваются в 6 млрд. долларов. Случаи краж этих «драгоценностей» из портфелей и драк из-за них нередки, поэтому в ряде московских школ ввели «запрет на покемонов».

К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки-трансформеры: человек-машина, человек-чудовище, человек-робот. Какие чувства воспитывают у малыша эти игрушки? Так с помощью игрушки цинично эксплуатируется потребность ребенка в волшебстве и сказке! Взрослые словно забыли, что игрушка, как мы сказали вначале, это не просто забава. Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой, причем опасность эта прямо пропорциональна агрессивности персонажа.

Что плохого в монстрах - это только игрушки?

Любое проиграное ребенком действие способно воспроизводить себя в реальности. Если ребенок в игре способен обращаться гуманно, милосердно, заботливо, то у него есть некий образец того, как это нужно делать. И наоборот, если ребенок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизводит само себя когда-нибудь в той или иной ситуации.

Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как влияет игрушка и что за программу она в себе несет. Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка, как мы могли убедиться, может быть антиигрушкой. Ведь не дадите вы в руки мальчику или девочке радиоактивное яблоко, заряженный пистолет или наркотик.

Демоническая игрушка является транслятором духовного разрушения: получение (психических заболеваний), неврозов, склонности к суициду (самоубийств) и др.. В традиционной народной игрушке заложена простодушная любовь взрослого к ребенку, признание его права на особый игровое пространство. Современная промышленная игрушка зачастую формирует и фиксирует в человеке (и прежде всего в ребенке) такие черты характера, как расслабленность воли, индифферентность чувств, нелюбопытство ума.

В магазине игрушек.

Мы, взрослые, изобретаем, а затем покупаем игрушки для детей, исходя из своих потребностей, собственных, порой неосознанных страстей. Вот главный детский магазин страны - «Детский мир». Игрушек - море. Оказывается, игрушки очень прибыльный бизнес, и «игровая индустрия» расширяется с каждым годом: к мягким и механическим добавляются электронные и компьютерные. И взрослые увлечены их созданием всерьез, будто делают их для себя. С замиранием сердца недавно, как и много лет назад, я отправилась по залам «Детского мира» за игрушками.

Помня о том, что игрушка - культурное орудие, с помощью которого ребенок постигает огромный и сложный мир, приобщается к последним достижениям человечества и традициям своего народа, я заранее предвкушала удовольствие от покупок - сколько всего, пожалуй, на придумывали люди за последние годы ! В то же время известно и то, что каждая игрушка, даже самая незатейливая, символизирует те или иные стороны человеческих отношений почти всегда скрывает определенный воспитательный смысл.

С этой меркой я отправилась по отделам. Вот один из самых моих любимых - отдел настольных игр: добрые старые кубики со сказками, мозаика, строительный конструктор для малышей, и все это по доступным ценам, семьям, даже с очень скромным достатком. Эти игрушки доказали свою занимательность и свою воспитательную ценность многим поколениям детей, развивая интеллект, сообразительность, приучая к терпению, тренируя мелкую моторику руки.

А вот и веяние времени - настольно-печатные игры: «Пираты», «Властелин Вселенной», «Завоеватель» и др.., Ориентирующие на проявление индивидуализма, гордыни и тщеславия на фоне ложной романтики с героями из мира фэнтези - инопланетянами, чудовищами, монстрами, «12 стульев» и другие игры про бизнес, деньги, рынок, недвижимость, банки и др.., в которых поощряется страсть к наживе, культивируется обман и мошенничество.

Есть также игра "Конкурс красоты" - пособие для девочек о том, как подготовиться к участию в таком конкурсе, то есть как лучше выставить свое тело напоказ, о нарядах, косметике, борьбу с претендентками-соперницами.

Неужели мамы покупают эти игры? По отзывам продавцов, весьма охотно. Преимущество настольных игр в том, что они предусматривают совместную деятельность, дают ребенку возможность позитивного общения со сверстниками. Думаю, увиденных мною настольных игр это не касается.

Что же, отправлюсь в отдел кукол. Оказывается, куклы могут быть не только для девочек, но и для мальчиков. Вместо миниатюрных солдатиков - крупный Бэтмэн (человек-летучая мышь из американского мультфильма) в разных личинах, иногда в паре со своим звероподобным врагом, видно, для организации и осуществления ребенком поединков-драк. На открытой витрине - американские супермены-профессионалы (альпинист, пилот и ... киллер с набором разнообразного оружия - от ножа и пистолета до лазера). Недавно в одной из телепередач выступал молодой папа, который собирался ориентировать своего сына на высокооплачиваемую профессию киллера (?). Вероятно, эта игрушка - наглядное пособие для таких, как он. Игрушка хорошо продается, хотя стоит довольно дорого.

Что можно сказать про мягкую игрушку? Самое главное ее предназначение - дарить малышу нежность. Эта ее особенность используется психотерапевтами и педиатрами. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собачка способны избавить ребенка от страхов и даже ночного энуреза. В мягкой игрушке воплощены какие-то очень глубинные потребности маленького существа, причем не только человеческой. Американские исследователи-психологи супруги Харлоу, исследуя детенышей обезьяны, обнаружили следующее: если обезьянке дать возможность выбора между двумя «суррогатными мамами», одна из которых из проволоки, но с бутылкой молока, а другая из искусственного меха, но без бутылки, то испуганный и голодное дитя выбирает ... другую, мягкую и уютную, что дает столь необходимое чувство безопасности.

Неудивительно, что наши маленькие дети так любят пушистых зверьков. А что продается в «Детском мире» в отделе мягкой игрушки? Передо мной существа неизвестных видов и пород, невероятного цвета, одно из которых не хочется взять в руки, погладить. Правда, есть еще потрясающие своей натуралистичности немецкие овчарки - лучшие, чем живые, но почему-то их тоже не хочется гладить. И цены «кусаются». Вот в центре зала на пальме сидит огромная черная обезьяна февраля вида - если попадет в спальню ребенка, то ночные страхи ей обеспечены!

И наконец, целый стенд черных Мефистофель (!) С надписью «Чертик» (кстати, одна из самых дешевых игрушек. Чем руководствовались взрослые, проектируя, изготовляя и продавая эту игрушку? И есть ли у них собственные дети? Какая-то мама, в растерянности, спросила: «А ангелочки у вас есть?». «Нет, ангелочками не торгуем», - отрезала продавщица.

Напрашивается вывод: в центральном детском магазине представлена ​​в подавляющем большинстве, игровая продукция не отвечает элементарным психолого-педагогическим требованиям нравственного формирования, интеллектуального развития и духовного здоровья.

Конечно, мне могут возразить: неужели во всем магазине не нашлось хороших игрушек и игр? А конструкторы «Лего»? А электронные игрушки - мечта каждого мальчишки?

Так, конструктору «Лего» отведен целый большой отдел. Его рекламируют по телевидению: это яркие, красочные, экологически чистые игрушки, как уверяют, которые используют для конструирования разнообразных сюжетов-картин. Но каких? «Вестерн», «Поиски сокровищ фараона», «Всемирные катастрофы», «Космические пришельцы», «Человек-паук», «Призраки», «Гарри Поттер», «Покемоны», «Звездные войны» - вот едва ли не главная тематика.

Многие родители не разделяют моего осторожного отношения к «Лего». «Конструктор развивает мышление, тренирует мелкую моторику руки», - настойчиво убеждал меня молодой папа. «Моя дочь научилась различать цвета благодаря« Лего », - уговаривала мама. Все так! И все же ... Эти яркие пластмассовые игрушки в конечном итоге ориентируют ребенка на инокультурные образцы: чужие ландшафты, незнакомые, неродные персонажи, иностранные атрибуты.

При обилии отечественных игровых примеров и образцов было бы очень хорошо узнавать об американских индейцах или сокровищах египетских фараонов. Но дети порой не видят ничего, что раскрывает красоту родной земли, учит чтить добрых героев народных сказок ...

Почему кукла Барби - антииграшка?

Почти пятидесятилетний мужчина-журналист (не какой-то юнец-реформатор!) Написал в центральную газету возмущенную статью-протест - ответ на осуждение общественностью и Министерством создания куклы Барби как развращающей и неэстетичной игрушки. Будоража общественное мнение и подготавливая ее к принятию «новых ценностей» и «здорового образа жизни», он спрашивает: «А что, собственно, плохого в сексуальности? Сексуальность зарождается в детском возрасте ... Бояться Барби нельзя. Рано или поздно ребенок узнает о сущности человека, и, если это произойдет дома, за игрой в Барби, когда рядом родители, это только хорошо ».

Позвольте мне, детском психологу, маме и бабушке, не согласиться. Во-первых, разумеется, в здоровой сексуальности нет ничего плохого, особенно если она основана на любви. Во-вторых, пол в представлении ребенка имеет прежде всего социальные и психологические характеристики. В-третьих, формирование «здоровой сексуальности» у детей до 16 лет называется растлением, в том числе и интеллектуальным, это преступно и карается законом. Плоды либерального подхода к половому образованию родители пожинают очень рано.

Современные Барби, имея разные имена, очень похожие друг на друга. По заказу лицо Барби может быть похоже на лицо самой девочки, таким образом игрушка вызывает силу второго «Я». Зачем это? Играя в Барби, ребенок приходит как бы «на все готовое» (слишком все предопределено) - это квази-игрушка по определению психолога А.Н. Леонтьева. Ребенок оказывается в путах стереотипов и навязывания определенного образа жизни и мировоззрения. Известно, что пропорции Барби вызывают у девушек устойчивое недовольство своей фигурой - комплекс неполноценности, что приводит к неврозу.

Четыре года - это возраст, когда ребенок осваивает свое тело в гармоничном движении. Игрушки должны предоставлять возможность для динамики, танца (музыкальные шкатулки, мячи, шары, ленты на палочках и др.).. У девочек этого возраста силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой.

Поэтому в этом возрасте лучше не покупать Барби. Ведь Барби - это псевдоидеальная модель женщины, секс-символ общества потребления, удивительная духовная подмена архетипа Матери. Ее можно одевать, раздевать, покупать новые вещи для нее. Через Барби транслируется образ жизни - бесконечные наряды, развлечения, смены партнеров. По отношению к этой кукле девочка почувствует себя скорее горничной, прислугой, в лучшем случае подружкой, а не мамой, няней.

Это не то маленькое беззащитное существо, что хочется нянчить, кормить, укладывать спать, лечить, т.е. ощущать себя хоть на ступеньку выше, взрослее. Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание ребенка не на «красоте», а в первую очередь на чувстве заботы. «Красота» Барби выдумана и навязана детям взрослыми, в понимании ребенка представление о красоте вообще часто не совпадает со взглядами взрослых.

Ребенок в руках с антииграшкою.

Современные игры и игрушки в своем большинстве являются антииграшками, они ориентируют детей не на позитивные ценности культуры и духовные образцы, а насаждают стремление к злу, насилию, ненависти, распущенности, стяжательству. Общие выводы обзора современных игр и игрушек свидетельствуют о существенном искажения картины мира наших детей.

Во-первых, меркантилизация детского сознания, что выражается в преувеличенном отношении к деньгам, желании в будущем заниматься только бизнесом, получении финансовой самостоятельности любой ценой.

Во-вторых, вестернизациии как ориентации на западные ценности, за которыми стоит культ силы, экспансии, агрессии в сочетании с романтизацией криминальной жизни и проч.

В-третьих, в детской картине мира нарастает тенденция к танатизации - мотивов смерти, гибели всего живого на земле, уничтожение природы, экологической катастрофы и т.п. Именно это во многом спровоцировало рост детских самоубийств - не без помощи средств массовой информации, а также таких специфических ее форм, как игрушки: трансформеры, куклы-убийцы, настольные игры типа «Гибель цивилизации», «Война миров» и аналогичные им.

Еще одна характерная черта нашего времени - тенденция к сексуализации детского сознания (активное формирование циничного отношения к интимной стороне жизни взрослых, преждевременной озабоченности вопросами секса), одной из причин которой являются куклы с половыми органами. Игрушка с половыми органами, якобы для адекватной социализации ребенка, способна вызвать преждевременный сексуальный интерес, а в сочетании с усилиями СМИ и, главное, взрослыми «внушениями» способствует сексуализации детского сознания и по сути является интеллектуальным растлением.

Антиигрушка - это специфический способ информации, пропагандирующей антиценности. Она представляет опасность для жизни и здоровья детей, может причинить вред нормальному физическому, психическому и нравственно-духовному развитию.

Антиигрушка - это не просто плохая игрушка, есть некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями. Часто антиигрушками выступают внешне безупречно изготовленные из экологически чистых материалов фирменные изделия зарубежного или отечественного производства. Но какие психические процессы проявляются во взаимодействии ребенка с антиигрушкой?

У детей есть в наличии унаследованные от предков архитипичные модели восприятия реальности. Современный вид человека-куклы, ландшафты настольных игр, цвет-формы конструктора и др.., Как правило, не соответствуют этим моделям, а иногда прямо противоречат им,  играя с игрушками иностранного происхождения, малыш как бы получает первый опыт культурной колонизации, встав перед необходимостью отвержения, отчуждения от своего и подчинения чужеземному игрушечному пантеону.

Так в жизни ребенка, по мнению ученых, происходит первая социокультурная травма, из-за которой потом формируется комплекс культурной, национальной неполноценности. Иностранные игрушки могут способствовать разрушению связей между поколениями, еще в детстве проектируя линию разлома между «отцами» и «детьми».

На Международной выставке в Нью-Йорке был представлен набор игрушек-инопланетян. В рекламном буклете написано: «Новые игрушки позволяют детям, которые любят острые ощущения, игрушечными ножницами вспороть брюхо зелененького посланца внеземных цивилизаций и по очереди вытащить на свет его внутренности: селезенку, желудок, печень и т.д.». Чем не пособие для Джека Потрошителя? И этим наполняется детское сознание!

Игрушка, как мы могли убедиться, серьезно влияет на детскую психику и на развитие личности ребенка. Ведь для него она живая и настоящая. Увлекаясь игрой с игрушкой, ребенок зачастую отождествляет себя с ней, ее «привычками», внешностью, ее скрытой сути. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой, опасность эта прямо пропорциональна негативности персонажа.

Умная и добрая игрушка

Но не все так плохо. У нас есть хорошие и «умные», вернее сказать, замысловатые игрушки. Большинство из них не продается в обычных детских магазинах. Они изготавливаются вручную дома или на маленьких фабриках, которые существуют на грани рентабельности, - небольшой тираж, полу ручной способ изготовления. Зато можно избежать фабричной обездушенности общим шаблоном.

Эти редкие теперь положительные персонажи излучают добро и любовь к каждому ребенку, а те тоже отвечают любовью. Поэтому присутствие в детской хотя бы одного из любимых героев принесет еще одну частичку тепла и нежности и напомнит о тех темах, которые затрагивались ими. Конечно, «творческий потенциал» этих кукол небольшой, но он значительно превышающий тот негативный заряд антиигрушок, которыми насыщены современные магазины.

Для детей сейчас можно купить наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своим любимым куклам, а для мальчиков - столярные, слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних. Например, подростку, может быть, будет (надеюсь!) очень приятно сделать своими руками для куклы сестры какую-либо мебель. Да и любая игрушка, изготовленная своими руками, - лучший для ребенка и дорогой подарок для его (ее) друга или подруги.

А еще есть игрушки, которые не надо покупать. Достаточно прогуляться по парку и набрать желудей, палочек, шишек, проверить мамины запасы кусочков ткани и лент, собрать всякую мелочь и сделать игрушку из всего этого подручного материала. Здесь огромное поле для фантазии.

В научной литературе очень немного работ об игрушках. А тех, которые затрагивают педагогического и психологического аспектов игрушек, и того меньше. Но, как уже мы могли убедиться, в последнее время рынок переполнен «вредными», опасными, безобразными игрушками. На нем появилось множество пошлых, бесполезных, скучных и безнравственных игрушек. Их влияние на детей однозначно отрицательно.

Родители все чаще задаются вопросом: что же все-таки покупать ребенку? Почему же дети предпочитают игрушки, которые, как нам кажется, ужасны? Психологи и педагоги вновь начинают заниматься просмотром современных игрушек, «очисткой» загрязненного «игрушечного рынка».

Наблюдая детскую игру с целью выявить отношение детей к игрушкам, можно попутно ознакомиться и с детской оценкой той или иной игрушки. Было бы особенно важно получить данные для выяснения такого тяжелого в психологическом отношении вопроса о реальном влиянии игрушки: по видению детей по сравнению с мыслями взрослых. В этом, может быть, ключ к научной программы отбора игрушек.

В том, что эта программа нужна, нет никаких сомнений. Ведь большую часть жизни ребенок проводит в игре.

В. Абраменкова

доктор психологических наук, зав. лабораторией, социальный психолог детства, Институт дошкольного образования и семейного воспитания


 
© 2009-2013 Интернет-магазин "УМНИЦА"