ЧУДЕСНЫЙ
        МИР
    ДЕТСТВА
044  223 93 76


097  367 24 94


095  129 16 73
info@umnica.com.ua
Поиск товаров искать в найденном Расширенный поиск
Каталог
Академия "Умница" от 2,5 лет
Программа Развития Интеллекта
Английский язык с рождения
Чтение и речь
Эмоциональный интеллект
Мышление, Математика и логика
Воспитание сказкой (от 2 лет)
Творчество для детей
Вундеркинд с пеленок (от 0 до 7 лет)
Окружающий мир
Книги Елены Бахтиной ("Школа гениев" от 2 лет)
Развивающие настольные игры "Банда умников" (от 4 лет)
Комплекты со скидкой (уценка)
Развивающие обучающие игры
КОСМИЧЕСКИЙ ПЕСОК (КИНЕТИЧЕСКИЙ ПЕСОК)
Конструкторы-игрушки деревянные "Вуди" (Woody)
Конструкторы из настоящих кирпичиков Brickmaster от 3 до 103 лет
Надувные круги SWIMTRAINER (от 0 до 8 лет)
Рабочие Тетради Юлии Фишер
Распорядок дня для детей. Игра-органайзер (ТМ OKID)
Десятое королевство
Первые пазлы (First puzzles)
Авторизация
Логин
Пароль

Регистрация  |  Мой пароль?
Новости
Дата публикации: 12.01.2014
Главные законы педагогики (Часть 1)
ГЛАВНЫЕ ЗАКОНЫ ПЕДАГОГИКИ (ЧАСТЬ № 1)

С природой человека и людских сообществ согласуются неукоснительные законы воспитательного взаимодействия людей. Законы воспитания, конечно, проистекают из сущности человека, общества, культуры. Педагогика сообразуется не только с культурой народа, но и с микрокультурой и индивидуальностью каждого отдельного воспитуемого и с его прижизненной историей.

Будучи культуро- и природосообразной, педагогика стремится совпасть с базовыми факторами развития человека и общества. Не раствориться в них, а в них вписаться. Не противоречить им, а опереться на них. Расположить педагогические законы можно не в логической, а в любой последовательности, потому что все они действуют одновременно.

ЗАКОН ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ

Любая крайность, любое преувеличение какого бы то ни было качества или количества в отношениях между человеком воспитывающим и человеком воспитуемым опасны или даже губительны.
Закон золотой середины согласуется с идеей амбивалентности человеческой природы.
Поскольку и индивид, и группы людей амбивалентны решительно во всех своих свойствах и проявлениях, закон золотой середины действует во всех педагогических ситуациях, при решении любых педагогических проблем.
Закон золотой середины требует воспитания к душевному гомеостазу, равновесию. Так, необходимо воспитание и воли, и гибкости. Принципиальности, но и снисходительности. Послушания и одновременно самостоятельности, и действий по алгоритму, и творчества.
Уравновешения, гармонизации требует поощрение и упражнение интереса и усилия.
Никакого положения педагогики нельзя абсолютизировать, кроме запрета абсолютизации.
Так, забота о ребенке, бесспорно, обязательна, но «излишне болезненно заботясь о детях, можно подорвать им нервы и надоесть, несмотря на взаимную любовь, а потому нужно страшное чувство меры» (Ф.М. Достоевский).

Соблюдение меры надобно и при ограничении свободы детей. Слишком много любви – мы избаловываем, изнеживаем людей. Слишком много строгости – мы ожесточаем наших подопечных. Дефицит строгости – мы получаем капризный, вздорный характер. Слишком много неукоснительной требовательности – мы обретаем раба, или бунтующего, или подчиняющегося, но все равно раба.
Делая слишком большой акцент на самостоятельности мысли и не заботясь при этом о ее правильности, мы воспитываем самодовольство, самоуверенность, самовлюбленность.
Если мы акцентируем работу памяти, получаем зубрил. Если мы совершенно не обращаем внимания на содержимое памяти, то мы получаем верхоглядов, решительно не способных принимать решения.
Гиперопека, бесспорно, опасна. А нехватка опеки – это беспризорность, брошенность, одиночество.
Правило воспитания по закону золотой середины сформулировал И. Кант: «Одна из величайших трудностей в деле воспитания заключается в том, чтобы совместить само подчинение необходимости со способностью пользоваться свободой, ибо без внутреннего самопринуждения нет нравственности».

Как должен я развивать чувство свободы, несмотря на неизбежное ограничение свободы? Я обязан сделать способность моих воспитанников ограничивать свою свободу их привычкой и вместе с тем должен так руководить ими, чтобы они научились пользоваться свободой. Без этого нет целенаправленного воспитания и, как результат, нет способности свободно выбирать правильную линию поведения.
Ребенок с раннего возраста должен столкнуться с ограничивающим его импульсы противодействием, которое проистекает из природы и условий человеческого общежития. Постепенно он сможет научиться переносить лишения, самому содержать себя, чтобы стать независимым.

Для достижения этого необходимо: во-первых, чтобы ребенку, начиная с самых ранних пор, всегда и во всем предоставлялась свобода (исключая такие случаи, когда он может повредить себя, например, если он хватается за острый нож), если только проявления последней не вступают в противоречие со свободой других (например, когда он кричит или чрезмерно шумно веселится и мешает другим).
Во-вторых, давать ему возможность убеждаться, что он способен достигнуть своих целей, только позволяя и другим достигать своих (например, не оказывать ему желательных для него услуг, если он не выполняет своих обязанностей: не делает уроков и т. п.).
В-третьих, дать ему убедиться, что только ограничение его свободы и позволяет пользоваться ею; что, развивая в себе эту способность к самоограничению, он сможет стать свободным, т. е. независящим от посторонних услуг и опеки. Но это последнее условие, благодаря которому разрешается самая трудная из педагогических задач, применимо лишь к более продвинутому уровню развития, ибо дети сравнительно поздно приходят к мысли, что впоследствии им самим придется заботиться о себе, например, о своем пропитании. Им кажется, что они всегда будут жить под крылышком родителей и что их всегда будут кормить-поить, не требуя за то никаких от них забот и усилий. Если же совсем игнорировать это третье условие, то дети навсегда останутся детьми.

Многие родители запрещают своим детям все, пытаясь выдрессировать у них терпение, и требуют поэтому от своих детей большего терпения, чем от самих себя. Но это просто зверство. Ребенку должно дать необходимую ему свободу и затем уже сказать ему: «Ты получил достаточно». И это последнее решение должно быть абсолютно неколебимым.
Здесь, конечно, нет никаких «рецептов», советов, рекомендаций, которые могли бы помочь воспитателю найти золотую середину.
Только раздумья, только опыт, чуткость, знания о природе ребенка, знания об амбивалентности ее и спасительный страх однобоко развить какую-либо одну из крайностей, одну из составляющих амбивалентности.

Борис Бим-Бад,
педагог, академик Российской Академии Образования, писатель, антрополог

 
© 2009-2013 Интернет-магазин "УМНИЦА"