ЧУДЕСНЫЙ
        МИР
    ДЕТСТВА
044  223 93 76


097  367 24 94


095  129 16 73
info@umnica.com.ua
Поиск товаров искать в найденном Расширенный поиск
Каталог
Программа Развития Интеллекта
Специальные предложения
Чтение и речь
Английский язык с рождения
Мышление, Математика и логика
Основы программирования для самых маленьких
Творчество и музыка
Окружающий мир
Вундеркинд с пеленок (от 0 до 7 лет)
Воспитание сказкой и Эмоциональный интеллект
Книги Елены Бахтиной ("Школа гениев" от 2 лет)
Развивающие настольные игры "Банда умников" (от 4 лет)
Развивающие обучающие игры
Комплекты со скидкой (уценка)
КОСМИЧЕСКИЙ ПЕСОК (КИНЕТИЧЕСКИЙ ПЕСОК)
Конструкторы-игрушки деревянные "Вуди" (Woody)
Конструкторы из настоящих кирпичиков Brickmaster от 3 до 103 лет
Надувные круги SWIMTRAINER (от 0 до 8 лет)
Детские домики для игр и деревянные качалки
Ароматическое лото "АромаBox"
Десятое королевство (развивающие игры для детей)
Первые пазлы (First puzzles)
Рабочие тетради "Я могу"
Распорядок дня для детей. Игра-органайзер (ТМ OKID)
Рабочие Тетради Юлии Фишер
Детский календарь знаний (изучение погоды, дней недели,месяцев, времён года)
Авторизация
Логин
Пароль

Регистрация  |  Мой пароль?
Новинки (гориз. прокрутка)
 
Новости
Дата публикации: 09.10.2011
Помощь родителям в воспитании маленьких школьников. Советы родителям (часть 2)

                                                                   Шаг в "взрослую" жизнь "
                                                                          Скоро в школу

"Стал школьником - стал" взрослым "", - говорят многие родители.
Но если задуматься, ему-то только 6-7 лет. Не такая уж и взрослость. Просто добавилось в жизни ответственности, а беззаботности и спонтанности уменьшилось. Жизнь теперь идет в строгом режиме. Хорошо, если ребенок с детства к этому приучен. На долгие 11 лет время маленького человека разделено на 45-минутные уроки и 15-минутные перерывы. От ребенка требуется сидеть тихо и сдержанно, поэтому ему так очень хочется побегать и порезвиться.
Первый раз в первый класс - это, конечно же, большое и радостное событие. Но в жизни ребенка это еще и колоссальный стресс, особенно если он не ходил в детский сад. Даже самый смелый ребенок будет чувствовать волнение от того нового, что входит в его жизнь, тревогу от неизвестности, которую несет это новая жизнь, радостное возбуждение от перехода в новый статус - более взрослого и самостоятельного человека.
В жизнь школьника входят не только расписание, но и необходимость заниматься тем, что нужно, а не только тем, что интересно. И родителям, и учителю важно знать: надо организовать жизнь школьника так, чтобы всегда оставалось время на него самого, на его собственные желания, какими нелепыми они ни казались бы взрослым (играть в машинки или куклы, читать, раскрашивать).
Детей, которые воспринимали бы обучение в школе как радостное и захватывающее занятия, - единицы. Почти для всех школа - это работа, требующая немалых затрат и отказов от того, что нравится.
Удивительно, но факт: мы, взрослые, возвращаясь со своей работы, считаем, что отдых мы заслужили и можем посмотреть телевизор (значительно глупее занятие, чем игра, слушания музыки или разговора детей по телефону), а ребенок, отсидев в школе шесть уроков, сходив на музыку и плавание (где ему опять-таки приходится слушаться тренера или учителя), по нашему взрослому мнению, отдыха не заслужил, особенно если еще не сделал уроки.
Ребенку необходимо отдохнуть, тем более в начальной школе. Конечно, природа дала ему огромный ресурс, и он может выдержать почти любое нагрузки. Но какой ценой? Ценой своего здоровья. По данным Минздрава соцразвития, до окончания школы большинство ее выпускников уже имеет букет хронических заболеваний. Здоровый ребенок в 11-м классе - большая редкость. А здорового отличника можно записать в Красную книгу как исчезающий вид.
Со школьником происходит и такое важное психологическое явление: его начинают оценивать посторонние. Когда он был малышом, его оценивали в основном только мама и папа. Ребенок привык к тому, каким ему следует быть, чтобы мама не кричала, а папа похвалил. В школе ее начинают оценивать другие, "чужие" люди. И оценивать очень конкретно - в цифрах. Поскольку очевидно, что дети - разные, а школьная программа - одна на всех, то точно случится так, что какой-то ребенок совершенно не будет соответствовать тем или иным требованиям программы и получать плохие оценки. Эту школьную неизбежность часто не хотят принять ни родители, ни учителя, ни впоследствии дети. Школьная оценка абсолютно необоснованно становится такой значимой, что за ней очень часто теряется сам ребенок. Получив "два" по математики и соответствующую реакцию взрослых, ребенок часто начинает чувствовать себя плохим. Не просто потому, что плохо написал контрольную, а плохой окончательно и бесповоротно.
Чувство собственного "поганости" переносить очень трудно, ребенок старается быть лучшим. Но каким бы ни был дальнейший результат, он оказывается в ловушке. От старания исправиться он начинает волноваться, тревожится и снова делает много ошибок, даже если знает материал. Она снова полует плохую оценку и особенную реакцию взрослых, окончательно чувствует "плохой" и недостойный.
Если ему удается справиться с тревогой, получить хорошую оценку и после этого одобрительную реакцию, ребенок может чувствовать себя хорошим.
Но хорошим с условием, которое теперь нужно всегда выполнять, иначе тебя не будут считать хорошим, а значит - не любить. В результате, как мы уже знаем, ребенок привыкает ориентироваться во всем на внешнюю оценку, хотя кто и в чем бы его оценивал. Он становится зависимым и несвободным, его самооценка снижается, уверенность в себе исчезает, желание учиться умирает окончательно.
Школа - тяжкая повинность?
Если первоклассник в свой первый день идет в школу с предчувствованием будущего чуда, с большим интересом к новой школьной жизни, то уже через несколько недель он понимает, что такое школа: много неприятного старания, странных и жестких правил , осуждения, критики и насилия над его личностью. Ежедневный поход воспринимается им как тяжкая повинность. Исчезает мотивация, интерес к учебе. К сожалению, очень много таких детей и много таких школ. Но есть и другие учебные заведения, и другие дети, которые идут туда с радостью, потому что их школа - это то место, где им по-настоящему интересно. Хотелось бы, чтобы это было повсеместно, но ... слишком от многих факторов все зависит.

                                ЧЕМ МОГУТ ПОМОЧЬ РОДИТЕЛИ СВОЕМ школьника?

• Найти школу и первого учителя для которого важны сами дети, а не только школьная программа. Хороший учитель понимает, как дать флегматичному ребенку чуть больше времени, лучше дать слишком активному ребенку подвигаться, чем заставлять его сидеть смирно и какое дать задание одаренному и быстрому, чтобы он не скучал и не отвлекал других. Если вам говорят: их почти сорок человек, а я одна (потому их главная задача - меня слушаться), задумайтесь. Талантливый учитель осознает простую истину: дети разные и, как минимум, с этим так или иначе придется иметь дело, а как максимум - это прекрасно. Если вы предпочитаете отдать ребенка в школу в 6 лет, обратите внимание на режим дня, есть ли в этой школе возможность для дневного сна (отдыха), находятся ли младшие классы в отдельном крыле. Урок у шестилеток должен длиться 30-35 минут, а не 45, ведь они гораздо быстрее устают.
• Рука готова к письму только в 7 годам через физиологические особенности розвития. Вместо критики за кривые буквы первоклассники остро нуждаются в похвале и поддержки. Как укрепить руку? Больше лепить из пластилина, теста, глины.
• Принуждение - враг обучения. Интересное запоминается легко и надолго.
• Очень важно родителям (бабушкам, дедушкам). И самим детям осознать, что двойка - это обидно, но не смертельно. Школьные оценки очень часто оценивают не нас самих и даже не наши знания, а наши способности показывать узкий спектр знаний в учебной ситуации. По сути - наше умение отвечать на запросы образовательной системы. Каждый из вас знает не одну историю о том, как троечники и двоечники вашего класса становились успешными и известными людьми в своей профессии. Поэтому двойка говорит о том, что ребенку тяжело воспринимать что-то из школьных требований. И лучше, если удастся разобраться, что же именно ребенку дается трудно и помочь ему в этом.
• Научиться ошибаться. Позволять ошибаться ребенку, чтобы у него не возникало чувства ее тотальной "поганости". Для этого родителям неплохо бы самим уметь признавать свои ошибки. Это удается, если мы знаем, что наши ошибки - не мы сами, что ошибка - это наша неудачное действие или решение. Но каждый из нас при этом может оставаться таким, какой он есть - достаточно хорошим, каким нас создала природа. Природа не рождает злодеев и негодяев, они становятся такими, потому что когда они сами и многие вокруг стали считать их именно злодеями и недостойноными. Ошибка, неудача, провал - лишь маленькая часть жизни человека. Но не он сам.
• Быть на стороне ребенка. Быть на стороне ребенка - не значит поощрять его выходки или потакать его грубости. Это спросить себя: "Что произошло? Как это произошло именно с ним? Что не так в его школьном или внутренней  жизни? Как помочь ему избежать новых неприятностей и конфликтов?"
Когда родители слепо верят жалобам на свое чадо, не вдаваясь в подробности ("он заставил меня краснеть!"), Ребенок чувствует одиночество, беззащитность, чувствует преданным самыми близкими людьми.
• Понимать, что у школьника в жизни должна присутствовать радость. Если не удается получать ее в школе, то было бы неплохо, если бы вы позволяли ребенку организовывать ему самому. Здоровый ребенок способен обеспечить себя занятием, в которой  ему все его существо отдыхала бы и наполнялось новой силой. Эта сила нужна для того, чтобы было легче заниматься только тем, что нравится и требует усилий, так и тем, что не нравится и требует колоссальных психологических затрат. Идеально, конечно, если бы ребенок (как и вы сами) получала массу удовольствия от любого дела, которым занимается.

 

КАК ЭТО - быть школьником

Попробуем почувствовать ситуацию, побывав на месте первоклассника:
"Я узнал, что стану школьником! Это значит, что у меня будет портфель, в нем будет много тетрадей, ручек и всевозможной интересной всячины. Я буду ходить в школу и учиться - заниматься серьезным делом. Я горжусь, ведь я уже такой взрослый. Мне кажется, что в школе мне будет очень интересно, учительница будет рассказывать много нового, а я буду стараться получать пятерки. Тогда мама и папа будут мной гордиться.
В первый день я пошел в школу с радостью, хотя и волновался немного. Мама волновалась тоже, и я понял, что все серьезно. В этот день мне о многом пришлось узнать: о нашей учительнице, наш класс, дети из нашего класса, познакомиться со своим соседом по парте, запомнить, где столовая, а где спортзал. Поэтому я очень устал и на все вопросы взрослых: "Ну, как твой первый день в школе?" - Отвечал на всякий случай: "Все хорошо", но в действительности я еще не очень понял, хорошо там или нет.
Потом, конечно, выяснилось, что в этой школе не все так просто. На уроке рассказывают не всегда об интересном, а стараться слушать, если скучно, очень трудно, сразу хочется заняться чем-то интереснее, а когда отвлекаешься, получаешь замечания. Получать замечания - очень неприятно, особенно - если в дневник. Неприятно еще потому, что все это несправедливо - я отвлекаюсь не потому, что я плохой, а просто мне очень скучно! Когда же это все заканчивается и начинается перерыв, выясняется, что нельзя бегать. Что делать тогда, непонятно, ибо бегать хочется больше всего, я же 45 минут так очень старался! Хорошо еще, когда потом начнется любимый урок - тогда хотя бы интересно и сидеть смирно достаточно просто, и урок проходит быстро.
Наконец свобода! Уроки закончились, можно бежать домой и насладиться жизнью: погулять во дворе, посидеть за компьютером, с Васькой встретиться. Но мама говорит: сначала уроки! И снова сидеть, писать, делать все то, чего я так не люблю. Если бы вы знали, как иногда это не хочется делать! Тогда я часами не могу сосредоточиться, сижу, о чем-то  мечтаю. Приходит мама и сердится на меня за то, что я ничего не сделал. Но я же стараюсь, просто скучно очень. И что тогда в этом хорошего - быть школьником? Если почти все время скучно.
А ведь жизнь вокруг такая интересная, а я в этой школе сиди, после школы сиди, папа еще хочет записать меня в секцию плавания, а мама - в музыкальную школу. А жить когда? "

По книге Ирины МЛОДИК "Для
неидеальных родителей, или Жизнь на
свободную тему "

 

 


 
© 2009-2013 Интернет-магазин "УМНИЦА"